Совет да контроль

"Невозможно работать.
"Невозможно работать. Замучили проверками. Не успели одни контролеры уйти, в дверях уже новые стоят..." Такие фразы или подобные им нередко можно услышать от руководителей различных предприятий. И доля истины в них, к сожалению, есть. Сейчас в республике насчитывается 105 организаций, имеющих право осуществлять проверки и контроль субъектов хозяйствования. Из них 53 - ведут ведомственный контроль и 52 - вневедомственный. Понимая необходимость контролирующего процесса и в то же время предотвращая доведение его до абсурда, когда на первый план выходят различные ревизии, а реальная работа отступает на второй план, Президентом был подписан Указ "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контрольных органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций" и создан Совет по координации контрольной деятельности. Более подробно рассказать о деятельности этой организации корреспондент "СБ" попросил заместителя председателя Совета по координации контрольной деятельности Семена СОЦА.

- Действительно, проблема упорядочения работы контрольных органов, - рассказывает Семен Павлович, - актуальна. Множественность однотипных тематических проверок в одной организации в течение года неоправданно отвлекает работников от выполнения их прямых обязанностей, отрицательно сказывается на деятельности проверяемых субъектов хозяйствования. Именно с целью наведения должного порядка в контрольной деятельности и был образован совет. В его состав вошли руководящие работники Совета Министров, Администрации Президента, государственного секретариата Совета безопасности, прокуратуры, Комитета госконтроля и иных государственных органов, уполномоченных проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности.

На основе анализа результатов контрольной деятельности советом разрабатываются предложения по совершенствованию актов законодательства в сфере экономических отношений, повышению эффективности ведомственного контроля, обеспечению координации работы контрольных органов и осуществлению проверок и ревизий на предприятиях и в организациях независимо от форм их собственности. Так, для предотвращения многочисленных проверок в одной организации в течение полугода составлен единый координационный план работы контрольных органов. Утвержден порядок организации и проведения совместных проверок. Идет активная работа по формированию компьютерной базы контролирующих организаций. Разрабатывается нормативный акт, предусматривающий ответственность руководителей органов госуправления за несоблюдение условий и порядка проведения проверок. Совет ввел в практику заслушивание отчетов руководителей контрольных органов по вопросам координации их деятельности. Введена книга учета проверок (ревизий), которую обязаны вести юридические лица и индивидуальные предприниматели. По правилам ведения этой книги предусматривается допуск работника контролирующего органа к проверке только при предъявлении служебного удостоверения и надлежаще оформленного предписания на право ее проведения. Причины, инициирующие ревизию, указываются в книге.

Немаловажное направление в деятельности совета - рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности о необоснованном назначении ревизий. Уже есть несколько примеров, когда начавшиеся проверки были приостановлены по решению совета. Так, руководство столичного РУП "Горизонт" посчитало необоснованной очередную проверку, инициированную налоговой инспекцией по Центральному району Минска, и подало жалобу в совет. В результате рассмотрения было принято решение приостановить данную проверку, а Государственному налоговому комитету совместно с Министерством промышленности и Минфином поручено изучить ее обоснованность и в случае необоснованного ее назначения привлечь виновных к ответственности. Кстати, в каждой области созданы региональные Советы по координации контрольной деятельности.

В перспективе, причем, вполне возможно, уже к концу этого года, в республике будет создана специальная единая компьютерная база контрольных органов, которой смогут пользоваться работники соответствующих служб. И тогда, прежде чем назначить какую-либо ревизию предприятия, сотрудник сможет сделать запрос и узнать когда, кто и что проверял в данной организации. Это позволит избежать повторов и ненужной траты времени как контролирующих органов, так и работников предприятий. Так что деятельность Совета по координации контрольной деятельности уже дает свои положительные результаты.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter