Сова в объективе: корреспондент «Р» провела один день с профессиональным фотографом дикой природы

Сова в объективе

Корреспондент «Р» провела один день с профессиональным фотографом дикой природы
Часы, дни и долгие ночи терпеливого поиска и выслеживания. Тщательная маскировка и беззвучное подкрадывание к цели, и вот нужный момент и долгожданный выстрел. Только вместо охотничьего ружья в руках у Виктора Козловского фотоаппарат. Чтобы узнать, как рождаются портреты животных и птиц, корреспондент «Р» провела один день с профессиональным фотографом дикой природы. 



Вилейский район, деревня Хотенчицы, утро. «Сейчас только к пчелкам в гости зайдем, и сразу в лес», — Виктор Козловский, видимо, уже с первых минут знакомства решил посвятить меня в натуралисты. Не успела я и глазом моргнуть, как уже в шляпе пчеловода стояла в центре павильона его закрытой пасеки. К слову, находиться в обществе этих насекомых я смогла от силы минуты три. Хоть и уверял опытный пчеловод, что никто меня жалить не собирается.

«После такой шокотерапии не страшно и волка будет повидать», — еще с дрожью в коленках сажусь в машину. Но по дороге в лес мы встретили зайца, что для меня, дилетанта, тоже большая удача. «Ушастый!» — фотограф резко давит на педаль тормоза, хватает оптику, и мы практически бесшумно выскальзываем из авто. На корточках, но быстро пробираемся сквозь высокую траву поближе к зайцу — на выгодном расстоянии спустить затвор фотоаппарата. «Какой красавец, — Виктор Иосифович на дисплее просматривает, что получилось. — Парочка кадров есть, едем дальше». 



У мастера фотографии в арсенале профессиональные фотоаппараты, длиннофокусные объективы и мощные вспышки. Сейчас он является заместителем председателя Белорусского клуба фотографов дикой природы, вместе с остальными его членами помогает юным фотографам в организации съемок. А в детстве, рассказывает Виктор Иосифович, все с обычной «Смены» начиналось, и только в 10 классе насобирал на «Зенит». «Покупка была нешуточная: 100 советских рублей отдал, — вспоминает с улыбкой. — А потом к аппарату приобрел и объектив, а это еще 150 рублей — на те времена для сельского юноши громадные были деньги».

В школьные годы, уже по пути рассказывает Виктор Иосифович, он каждый день ни свет ни заря ходил в лес — ближайший находился за пять километров от родительского дома. Наблюдал за животным миром, а к 8 утра уже бежал на уроки. Кстати, одну из его первых работ — снимок летящей совы — опубликовали в журнале «Юный натуралист», который тогда издавался трехмиллионным тиражом и распространялся по всему Советскому Союзу. 

Посмотреть, как он охотится на сов сейчас, спустя многие годы, фотограф приглашает в лес неподалеку. По крутой и извилистой проселочной дороге мы приближаемся к… самому настоящему кладбищу. «Нам сюда, но вы не бойтесь. Я здесь много ночей провел, и ничего! Что ж поделаешь, если сова именно тут обитать надумала», — Виктор Козловский старается меня успокоить. 

«Давно хотел заснять, как живет ушастая сова, которая объявлена птицей 2015 года в Беларуси. Недавно мне крупно повезло — смотрю, а в старом гнезде канюков, которое долго пустовало, совиный хвост торчит», — подходим к тому самому месту. 

Фотографировать нужно было ночью, когда эти птицы активны, объясняет Виктор Иосифович. Чтобы быть с гнездом на одном уровне, он соорудил себе укрытие на верхушке соседнего дерева. Заранее, чтобы перед ответственной съемкой «модель» привыкла к пейзажу и вела себя естественно. «Фотосессия тогда прошла на ура, — охотовед кричит мне уже с высоты. — Сейчас палатку демонтирую, для другой съемки мне пригодится».

Виктор Козловский, который много лет проработал охотоведом и инженером лесного хозяйства, говорить о природе, кажется, может бесконечно. «Вот скворечники, смотрите как их много. Соорудил их тут, чтобы с крыши своего гаража ежедневно снимать на камеру жизнь этих птиц. А у дома вас еще мой рыжик ждет, — проводит экскурсию по своему участку. — Знакомьтесь, это Людвиг». Я обернулась и обомлела: на меня в упор смотрела настоящая лиса…

Виктор Иосифович рассказывает: год назад заметил выводок лисят в соседней деревне. «Мамашу их, видимо, охотники убили. А самый крупный детеныш с голода начал кушать своих братьев и сестер, — вспоминает. — Когда я увидел, как за жизнь изо всех сил борется последний живой малыш, взял его домой». Фотоохотник спас раненого лисенка: откормил молоком и мясом, построил ему деревянную будку и просторный вольер. Так дикое животное живет уже год — в домашнем тепле и уюте.

«Когда я к дому подхожу, он как собака встречает: визжит и хвостиком виляет, — Виктор Козловский рассказывает, и наливает в тарелку лисенка свежий мед. — Да-да, так он на десерт любит полакомиться». Брата-драчуна, который тогда чуть не погубил лисенка, фотоохотник еще не раз в лесу видел. Подрос, говорит, и в тех же местах живет. 

Виктор Иосифович печется не только за весь местный животный мир — ему и птичку жалко. «На днях звонят мне люди из другой деревни: совенок выпал из гнезда, и родителей его рядом не видно. Как услышал это, бегом туда, птенца на место возвращать, — показывает на гнездо сороки, где обосновалась совиная семья. — Залез на дерево, совенка обратно посадил. А вечером еще раз их семейство проведал — старая ушастая сова вернулась с добычей, все хорошо». Конечно, без фотографий не обошлось — совенок, видно на снимках, своему спасителю позировал с удовольствием. 

ypopko@bk.ru

Фото из личного архива Виктора Козловского
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter