Состарилась, не повзрослев…

У белорусского предпринимательства немолодое женское лицо

У белорусского предпринимательства немолодое женское лицо

Считается, что это удел предпринимателей – что-то затевать, вкладывать в дело последнюю копейку, работать не покладая рук, а если все сложится удачно, то и подсчитывать барыши… В Беларуси сегодня насчитывается более 250 тысяч действующих ИП: это около 5 % от всего экономически активного населения. Цифра, вполне соотносимая с количеством занятых, например, в сфере транспорта и связи. Что это за люди? Чем они живут и к чему стремятся?

В преддверии Ассамблеи деловых кругов представители бизнес-союзов совместно с экспертами Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента провели опрос среди «индивидуалов», чтобы выяснить, с какими проблемами они чаще всего сталкиваются в своей деятельности. И несколькими штрихами набросали эскиз к портрету белорусского предпринимателя. Как рассказала экономист центра Елена Ракова, среди опрошенных ИП – большинство женщин, и преобладают в основном те, кому за 50. Позиции мужчин скромнее, да они и помоложе будут – как правило, до 40 лет. Значительная часть респондентов имеют диплом о высшем образовании… Несколько ранее подобный опрос провело и РОО «Перспектива», и его результаты оказались примерно такими же. Оказалось, что среди ИП женщины составляют 63 %, а мужчины – 37 %. Более 40 % имеют высшее образование. Почти половина опрошенных – люди немолодого возраста: тех, кому 45—54 года, – 31 %, 55—64 года – 15 %. Причем подавляющее большинство заполнивших анкеты – «старожилы» предпринимательства: тех, кто в бизнесе меньше трех с половиной лет, лишь 12,5 %.

В органах госуправления предпринимательскую среду тщательным образом не изучают – ни в Минэкономики, которое, казалось бы, непосредственно в этом заинтересовано, ни в Белстате или Минюсте, где для этого есть возможности. Между тем интересно узнать, достаточно ли питательна эта среда, чтобы из нее могли пробиться робкие ростки белорусского малого бизнеса, которые разовьются в мощное и плодоносящее дерево?.. Как правило, от «индивидуалов» ожидают, что они заработают себе первоначальный капитал и со временем начнут «взрослеть», регистрировать унитарные предприятия, организовывать серьезные производства… К сожалению, за последние годы отечественный предприниматель так и не вырос, констатирует председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. По его мнению, этому препятствует нестабильность экономических условий, в которых вынуждены работать индивидуальные предприниматели. Между тем интересный вывод можно сделать из данных, полученных «Перспективой»: почти 60 % опрошенных ответили, что вступили на эту стезю по необходимости, так как не имели других способов заработать, в то время как лишь 20,5 % сделали это «по призванию». Еще около 20 % указали на оба варианта. Получается, что среди предпринимателей достаточно много людей, которые просто занимают не свое место?.. Все-таки не зря применительно к представителям бизнеса часто употребляют выражения «особый дух», «предпринимательская жилка»… И если уж не идет собственное дело, возможно, имеет смысл стать наемным работником и получать гарантированную зарплату?.. Все-таки в классическом понимании предприниматель – это человек с аналитическим складом ума, умеющий генерировать идеи, в том числе коммерческие, мыслить гибко и нестандартно, обладать особой смекалкой и широтой мировоззрения. А в психологическом «активе» такой личности — восприимчивость к переменам, склонность к новаторству, инновациям, риску, устойчивость к стрессу.

Кстати, общество за последний десяток лет свои взгляды на отечественное предпринимательство серьезно пересмотрело. Еще в середине 90-х склонность делового человека к риску нередко называли авантюризмом, уход в предпринимательство объясняли нежеланием честно трудиться, а стремление заработать квалифицировалось как «жажда наживы». Что сегодня? По данным исследований, более 60 % белорусов позитивно воспринимают предпринимателя как производителя, поставщика услуг, работодателя. «Это очень неплохо, — считает Владимир Карягин. – Скорее, негативное отношение можно увидеть со стороны власти». Мнение о том, что этот общественный слой в Беларуси не в фаворе у государства, продолжает оставаться популярным. Тем не менее предприниматели чувствуют себя достаточно комфортно – об этом говорится в масштабном исследовании белорусского социума, которое пару лет назад подготовили специалисты Института социологии НАН. Уступив в позитивном отношении к жизни лишь студентам, бизнесмены оставили позади себя руководителей и специалистов производственной сферы, врачей, учителей, пенсионеров, рабочих, сельских тружеников…

В прошлом году, как выяснила «Перспектива», 60 % из опрошенных стали зарабатывать меньше. Однако в общей структуре доходов белорусов за 2009 год, по данным Белстата, доля зар­плат снизилась, а «вес» прочих поступлений, в том числе и от предпринимательской деятельности, увеличился — до 22,3 % по сравнению с 18,9 % в 2008-м. Кстати, заработки «индивидуалов» — это, пожалуй, самая большая тайна для окружающих, и они предпочитают не открывать над ней даже слабую завесу. Не на ровном месте появились, конечно, анекдоты про специальный костюмчик для налоговой, равно как и другой «фольклор» на эту тематику… Но даже не заглядывая глубоко в кошелек предпринимателя, очень важно понять, как «уговорить» его вложить заработанное в производство. По европейским нормам, на открытие одного рабочего места малому бизнесу требуется около $ 50 тыс. Возможно, более глубокие исследования предпринимательской среды позволили бы понять, как сделать ее благодатной почвой для роста экономики. Но в «формуле взросления» пока еще слишком много неизвестных…

Мнение

Ирина Андрос, к.с.н., старший научный сотрудник отдела экономической социологии и социальной демографии ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси»:

— Ряд социологических исследований, проведенных в Беларуси в последние 10 лет, свидетельствует о том, что в общественном сознании белорусов сформировался и закрепился социальный портрет отечественного предпринимателя. Это мужчина 30—39 лет с высоким уровнем образования (высшим техническим), нередко входивший в руководящий состав крупного промышленного предприятия. В семейном плане «новый белорус» обустроен и имеет одного или двух детей. Основная сфера его коммерческой деятельности – торгово-закупочная. Мотивацией для занятия предпринимательской деятельностью послужили потребности выживания – в материальном, профессиональном и общечеловеческом смыслах. Стремление в сектор индивидуального предпринимательства выступает как способ самосохранения, позволяющий заниматься той же деятельностью, но с меньшими затратами, а также обеспечивающий мобильность средств, возможность их сохранения в случае изменения рамочных условий работы. Следует отметить, что в последнее время большую экономическую активность стали проявлять женщины, которые, возможно, изменят сложившийся портрет белорусского предпринимателя и сделают его более ярким и выразительным.

Себя «новый белорус» характеризует с положительной точки зрения. Ему присущи такие деловые и активные качества, как энергичность, инициативность, трудолюбие. Правда, наблюдаются и негативные характеристики (нечестная конкуренция, зависть, при случае используется возможность обойти закон). Занижение в иерархии такой характеристики, как наличие профессионализма, указывает на небольшую потребность предпринимателей в интеллектуальном росте. Скорее всего, это происходит по причине недопонимания сути предпринимательства его субъектами как самостоятельной профессиональной деятельности со своими законами. В целом отношение к проводимому курсу экономических и социальных реформ у предпринимателей положительное. Но если 5—7 лет назад в их сознании и отношении к внутригосударственной экономической политике доминировала мысль «Не мешайте предпринимательству, а остальное мы сделаем сами!», то теперь бизнесмены все чаще высказываются таким образом: «Как бы хуже не стало».

У населения республики предпринимательство до сих пор вызывает двойственное отношение: одни считают его чем-то чуждым нашей экономике, связанным в некоторой степени со спекуляциями и мошенничеством, другие же, наоборот, чуть ли не даром Божьим, способным быстро привести к процветанию страны.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter