Сельчане могилевского агрогородка Буйничи много лет не могут найти решение для расширения дороги

Соседский неконсенсус

Не так давно первый заместитель Главы Администрации Президента Максим Рыженков проводил личный прием граждан в Славгородском райисполкоме. Вопросы, с которыми обращались жители не только самого райцентра, но и Белыничского и Могилевского районов, касались работы коммунальных служб, благоустройства придомовых территорий, организации подъездных путей. Казалось бы, несложные вопросы, которые можно разрешить, будь на то добрая воля и понимание руководителей соответствующих служб. В большинстве случаев так и происходит, но бывают жизненные ситуации и истории, когда даже опытные управленцы не знают, как к ним подступиться и как человеку помочь. Именно о такой ситуации поведала Максиму Рыженкову жительница деревни Буйничи Могилевского района Надежда Баранова. Корреспондент «Сельской газеты» решила в суть вопроса вникнуть непосредственно на месте.


Самое узкое место

Буйничи, улица Центральная, 35а. По этому адресу Надежда Павловна живет с 2002 года. Участок с деревянным срубиком ей достался по наследству от бабушки. Когда родился второй ребенок, встал вопрос с жильем — однокомнатная квартира для семьи была мала. Тогда Барановы взяли в сельсовете разрешение и на унаследованном участке стали строить дом. На этом же участке через несколько лет возвел жилье и сын. Теперь на участке Барановых два жилых строения: в одном проживает сама Надежда Павловна с мужем и старшим сыном, во втором — младший сын, невестка и внучка.

— Дело не столько в самой дороге, сколько в повороте на улочку. Формально наш «аппендикс» все еще улица Центральная. Чтобы попасть к нам в тупиковый двор, нужно свернуть с главной улицы налево. В этом и беда — это место настолько узкое, что большая техника не проходит. Когда нужно почистить дорогу, трактор попросту не может заехать. Вот и выходит, что зимой часто вынуждены сами чистить проезд, а это больше 150 метров дороги, — сетует Надежда Павловна.

Сельчанка вспоминает случай, как сын на грузовой машине съехал в кювет. А внизу серьезный ров — до 15 метров. Не раз заносило и автомобиль невестки Кристины.

— Скорая к нам не заезжает. Медики оставляет машину у дороги и идут к нам пешком. А бытовые нужды? Спецтехника для вывоза мусора даже не сунется сюда — отходы в мешках оставляем на Центральной улице. Весной и осенью, когда грязь, на машине въезжать во двор не рискуем. Тоже оставляем автомобиль на проезжей части, — перечисляет дополнительные аргументы в пользу расширения дороги Надежда Баранова.


Дорога зашла в тупик

Участок Барановых тупиковый, если ехать на машине — упираешься в их территорию. Для поворота нужно сильно постараться, чтобы вписаться в переулок-проезд. Дорога под уклоном, поэтому в гололед съехать в кювет — проще простого. Что сказать, поворот действительно неудобный. По двум сторонам от ведущей к Барановым дороге два частных дома. В их участках, уверена Надежда Павловна, и кроется проблема.

— Когда мы только строились, проезд был нормальным. Ведь курсировало много большегрузной техники — миксеры, тралы, которые спокойно к нам попадали. Затем соседи поставили заборы. Одни хозяева ограждением из металлопрофиля залезли на дорогу, вторые тоже отнесли изгородь. В итоге проезд сузился до трех метров. Пытались разговаривать с соседями, но бесполезно.

В одном из домов проживает Лариса Лисовская. Этот участок с домом приобрела в 2005 году. На тот момент там стоял забор из сетки.

— Единственное, что сделала, заменили его на металлопрофиль. Все в границах нашего участка. На дорогу общего пользования мы не заходили. Есть подтверждающие документы, в которых обозначены наши владения, — отмечает Лариса Николаевна.

Вторая соседка — Надежда Кравченко. Живет здесь, как говорят в народе, испокон веков. Еще муж строил деревянный забор. С тех пор сама ничего не меняла. Давнюю проблему соседки знает и вот что говорит по этому поводу:

— Раньше этой дороги вообще не было. Был проезд, где лошади ходили. В свое время Баранова обращались к моему супругу, чтобы отнести на повороте забор для большего радиуса. Он это сделал. Больше ничего отдавать под дорогу не буду.

Выходит, у каждого своя правда. Одна из плоскостей, в которой лежит проблемная ситуация, конфликт интересов. Барановы хотят обеспечить себе удобный проезд, что нормально. Соседи жертвовать часть земли для дороги не хотят, и это тоже имеет логику. Как в таком случае быть?


А между соседями забор. Непонимания…

Заместитель начальника управления землеустройства Могилевского райисполкома Евгения Михаленко проблему жителей агрогородка Буйничи знает очень хорошо. Занималась ею практически с того момента, когда стали поступать первые обращения от Барановых. Не раз выезжала в составе комиссий, чтобы разобраться в ситуации. Специалист признает: проезд действительно проблемный, поэтому жалобы на него обоснованы. Но чтобы понять, как можно решить проблему, сперва поставим точку в вопросе границ и заборов соседских участков.

Дом и территория Лисовской. Сперва там действительно был забор из сетки. Потом хозяева поменяли его на металлопрофильное ограждение. Но восстановить границы участка не получилось, так как нет привязки к твердым точкам, объясняет Евгения Владимировна. В свое время там стояли столбы для линий электропередач, которые и служили такими ориентирами. Позже их убрали.

— В 2018 году в ходе проверки замеры показали, что по материалам границ участка его ширина вдоль улицы составила 20,45 метра, фактическая же ширина — 21,15 метра. Тем самым из-за забора ширина переулка снизилась на 70 сантиметров. Но доказать в суде самовольное занятие этих 70 сантиметров у нас не получилось, поэтому утверждать, что из-за забора дорога стала уже, не имеем права.

То же самое и со вторыми соседями. Специалисты не раз выезжали на замеры, но установить сейчас, как когда-то еще десятки лет назад проходил забор, просто невозможно. Понятно, что раньше документы делали одним способом, сегодня это уже другие технологии, привязка к спутниковой съемке. Поэтому пенять на то, что кто-то занял лишние сантиметры-метры, бездоказательно.

Пути решения для нормального пути

Вариантов развития событий два. Либо добровольный отказ соседей от части своей земли в сторону расширения дороги, либо изъятие части территории для государственных нужд. Но и в первом, и во втором случаях свои нюансы.

— Добровольно от части земли никто отказываться не хочет. Разговаривала с соседями и сама Баранова, и председатель Буйничского сельсовета. Просили уступить этот 1—1,5 метра для удобного заезда, но сельчане в вопросе категоричны, — обрисовывает положение дел Евгения Владимировна. — Что касается государственных нужд. Здесь должно быть очень веское обоснование для изъятия участка без согласия, в данном случае проект строительства полноценной дороги. Но это отвод земельного участка, материалы, силы. В итоге расходование больших бюджетных средств для подъезда к двум жилым домам.

Сегодня Барановы, впрочем, как и местные власти, — заложники ситуации. Решение ее видится лишь в полюбовном исходе. Если бы кто-то из соседей уступил часть территории (семья готова сплатить эту разницу, оформить за свой счет документы), вопрос был бы снят.

— Из своего опыта могу сказать: в большинстве земельных вопросов лежит конфликт интересов. Если службы разных уровней не могут решить проблему, причина кроется в человеческом факторе. Таких случаев очень много.

Землеустройсто — специфическое направление. Дело не в том, что у нас несовершенное законодательство, плохие специалисты. Порой люди просто не слышат друг друга.

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter