Солженицын

До своего 90–летнего юбилея Александр Исаевич не дожил всего полгода

В ночь на понедельник в Москве скончался Александр Солженицын — известнейший диссидент, лауреат Нобелевской премии, писатель, автор многочисленных литературных и историко–публицистических трудов. Как сообщила пресс-служба Президента, А.Г.Лукашенко направил соболезнование семье и близким А.И.Солженицына...


Пожалуй, ни о ком другом в последние 40 лет не спорили так ожесточенно, как о Солженицыне, о его прямолинейных откровениях. Одни боготворили этого человека, другие открыто ненавидели, а он выдавал миру все новые и новые «раздражители» — и в эфире, и на бумаге... Впрочем, в последние два года Александр Исаевич, пережив инсульт, уже не вставал с постели, но дискуссии вокруг его личности продолжались с накалом ничуть не меньшим, чем те, которые спровоцировал журнал «Новый мир», опубликовав в 1962 году рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Для многих тогда он стал потрясением — таким же, как и доклад Хрущева на XX съезде КПСС... В 1994–м Солженицын с триумфом вернулся в Россию и с удвоенным пылом принялся критиковать то новое общество, которое сформировалось из коммунизма. Читатели «СБ» не раз спорили с ним и о нем на страницах нашей газеты... Он считал себя пророком, но не был им, был человеком — ошибался, принимая болотные огни за солнце и — наоборот...


Леонид Дайнеко, писатель:


— Солженицын велик именно как публицист–обличитель. Что–то наподобие ветхозаветных пророков...


Светлана Алексиевич, писательница:


— Для меня Солженицын — современный Толстой, великий моралист. Мы можем говорить о том, что была эпоха Солженицына. В свое время он духовно переустроил Россию и все советское пространство в одиночку.


Валерий Раевский, художественный руководитель театра им. Янки Купалы:


— «Мы все — рабы, у времени в плену...» Времени нужно было, чтобы родился Солженицын... Чтобы он написал кому–то письмо, а СМЕРШ проверил и из–за этого письма отправил его на Лубянку... Его роман «Архипелаг ГУЛАГ» — это ведь весь бывший Советский Союз. Мышление Солженицына под стать мышлению Гоголя.


Леонид Дранько–Мойсюк, поэт:


— За долгую жизнь он так и не узнал, какова она на вкус — отрава сомнений! Он просто не умел сомневаться. Он жил с уверенностью, что никто другой, а только он знает, кто виноват и кто не виноват; что есть добро и что есть зло; как развиваться личности и как развиваться самой России... Тем не менее Солженицын велик. Это аксиома.


До своего 90–летнего юбилея Александр Исаевич не дожил всего полгода.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter