Работникам Стародорожского дома ремесел удалось возродить традицию украшения настенных ковров соломкой

Соломкой по ковру

Изначально сухая и хрупкая солома после соответствующей обработки (распаривания) становится пластичной. Это позволяет мастерам создавать изделия различного назначения — от предметов быта до украшений. При этом в высушенном виде они хорошо сохраняют форму. Соломенные пауки, лошади, птицы, куклы, шляпы, женские головные уборы и даже плетеные иконостасы — все это было привычным для белорусского народного творчества и составляло неотъемлемую часть повседневной жизни наших предков.

ctv.by

Порой соломку использовали довольно необычным образом. В начале 1950-х годов мастерицы из деревни Рухово Стародорожского района придумали использовать ее для украшения настенных ковров. Изделия получились настолько самобытными и яркими, что быстро прославились на весь Советский Союз и даже пополнили коллекции музеев. Однако постепенно интерес к этому виду творчества угасал, и только в начале 2000-х годов по инициативе работников Стародорожского дома ремесел традицию удалось возродить. А помогла им жительница деревни Рухово Мария Русакович, сохранившая навыки уникального мастерства. Энтузиасты продолжают поддерживать это народное ремесло, учат ему детей и взрослых. Сегодня руховские ковры известны далеко за пределами района, их можно увидеть на областных и республиканских выставках. Кроме того, это отличный сувенир для туристов.

Для аппликации на ткани лучше всего подходит ячменная солома. Чтобы она стала мягкой и эластичной, ее запаривают, а затем окрашивают. Раньше для этого использовали исключительно анилиновые красители, которые также применяются в ручной художественной росписи по ткани — батике. Нынешние мастерицы экспериментируют с различными техниками, вплоть до пищевых красителей. После окрашивания каждую соломинку разрезают вдоль волокон и проутюживают. Полоски одинакового цвета плотно подгоняют одну к другой и наклеивают на бумагу (раньше для этого использовался исключительно газетный лист) специальным клеем из муки — практически получается цельное полотно. Потом из него вырезают рисунки — лепестки, фигурки птиц и растительный орнамент. По заранее нарисованному эскизу аппликация наклеивается на отрез черной ткани, натянутый на деревянный подрамник. На заключительном этапе соломенные детали ковра покрывают лаком, чтобы краска не выцветала на солнце.

Семейное творчество

Центральным мотивом традиционного руховского ковра могут быть дерево с птицами, пышный букет цветов, цветочный венок, пара голубей, оленей или зайцев. Фон между крупными узорами заполнен мелкими цветами, а по краю проходит бордюр из побегов растений. Интересная деталь: если, например, маляванки (расписные ковры) от начала и до конца делал один мастер, то работать над руховским ковром могла вся семья — от мала до велика. Поскольку раньше он в основном располагался на стене за кроватью, то и размеров был солидных — не менее 2 метров в длину и как минимум 1,5 метра в высоту. Современные же руховские ковры несут чисто декоративную функцию и бывают как большими, так и совсем маленькими.

В 2020 году в Государственный список историко-культурных ценностей было включено искусство изготовления ковров в технике аппликации соломкой деревни Рухово Стародорожского района — так называемый руховский ковер.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter