Солнце, воздух и вода

В 90-х годах прошлого века журналисты сделали двух пенсионерок, живущих на отдаленном хуторе Глубокий Угол в Беловежской пуще, героями не красящей Брестчину сенсации: рассказали о том, как в нашу компьютерную эру одинокие старушки живут при свечах...

Эти и другие источники используются для нужд малой энергетики под Брестом 

В 90-х годах прошлого века журналисты сделали двух пенсионерок, живущих на отдаленном хуторе Глубокий Угол в Беловежской пуще, героями не красящей Брестчину сенсации. 

Рассказали о том, как в нашу компьютерную эру одинокие старушки живут при свечах. Местные власти крепко задумались тогда над тем, как зажечь в хуторских избах лампочку Ильича. Собирались было тянуть туда за десятки километров дорогостоящую линию электропередачи, но менее трудоемкий и более приемлемый выход из ситуации предложили брестские создатели гелиоустановок – солнечных батарей, преобразующих световую  энергию в электрическую. Такие батареи появились на крышах домов хуторянок, и сенсация со знаком минус превратилась в событие со знаком плюс. 

Сегодня гораздо большие по площади и мощности преобразователи солнечного света стали появляться на крупных предприятиях Брест­чины. Обходится возможность использования энергии солнца довольно дорого, поэтому порой и раздаются скептические голоса о целесообразности приобретения подобных установок. Стоит ли овчинка выделки? «Стоит!» — уверенно утверждают руководители, способные смотреть в завтрашний день, и идут на самые неожиданные, но перспективные шаги в поисках нетрадиционных источников энергии. 

Уж сколько лет на Брестчине спорят о том, хватит ли мощности гуляющим по ней ветрам для того, чтобы эффективно вращать лопасти энергоустановок, вырабатывающих электричество. Прекратить споры решил генеральный директор СП «Белтрансойл» ООО Алексей Кипцевич. По его инициативе фирма приобрела восемнадцатиметровой высоты ветряк итальянского производства, который установили на собственной территории  и недавно опробовали. «Мечта шефа», как за глаза  называют реализованный проект  на предприятии, была основательно просчитана. Десятки тысяч евро, заплаченные за установку, должны окупиться через пять лет. После этого ее пятиметровые лопасти начнут «накручивать» прибыльные деньги. Максимальная нагрузка на автосервисный комплекс «Белтрансойла», расположенный под Брестом  на  международной трассе у таможенно-пограничного перехода «Козловичи», составляет 40 киловатт-часов. Мощность появившейся здесь ветроэнергетической установки — 20 киловатт-часов, значит, она наполовину сократит потребление покупной электроэнергии. Поможет ветер, которому достаточно скорости всего лишь три метра в секунду для того, чтобы обеспечивать дополнительной электроэнергией  с помощью ветряка все хозяйство фирмы. При безветрии такой подпитки не будет, и тогда автоматика станет увеличивать потребление стационарного электричества, покупаемого у РУПП «Брестэнерго». Подобные подпитки доставляют энергетикам множество дополнительных забот, связанных с учетом потребляемого электричества. Кроме того, они значительно уменьшают их собственные доходы. Поэтому, как считают многие руководители, загоревшиеся поиском собственных источников энергии, ее продавцы не очень приветствуют такие новшества, что тоже в значительной мере тормозит развитие нетрадиционной малой энергетики. 

Энергокомплекс, который строится сейчас под Брестом на  крупнейшем в республике свинокомплек­cе «Западный», отнести к малой энергетике даже не совсем логично. Здесь собираются получать газ метан путем метанового сбраживания сотен тысяч тонн жидкого навоза. Последующее сжигание биогаза позволит приводить в действие энергоустановку мощностью 500 киловатт-часов. Уже в нынешнем году, как рассказал директор РУСП ГСЦ «Западный» Александр Бич, уникальное строительство, субсидируемое государством, завершится, и предприятие начнет пользоваться своей биоэнергией. 

Споры о целесообразности ее производства неуместны, так как, заменяя импортируемый природный газ, она одновременно решает глобальную экологическую проблему утилизации вредоносных навозных стоков свинокомплекса.  Кстати, в Германии, по утверждению Александра Бича, на сегодняшний день электричество вырабатывают около двух с половиной тысяч подобных электростанций. 

В тепличном комбинате «Берестье» для дополнительного обогрева теплиц ничего сжигать или приводить в движение не собираются. Здесь намерены задействовать тепло подземных геотермальных вод, обнаруженных геологами. Пробив скважину глубиной около девятисот метров, тут уже получили рукотворный гейзер с температурой воды плюс 30 градусов. Но по предположению ученых, еще глубже залегают более горячие воды. Чтобы добраться до них, из Мозыря под Брест доставили мощную бурильную установку, которая недавно приступила к работе и уже прошла, как рассказал директор тепличного хозяйства Николай Долбик, тысячеметровую отметку. Когда бурильщики доберутся до полуторакилометровой глубины, оттуда планируют откачивать воду с температурой примерно плюс 60 градусов и использовать ее для обогрева теплиц. Тогда самое дешевое в Беларуси по энергоемкости выращивание огурцов и томатов еще на порядок повысит свою рентабельность. Побывавший недавно в «Берестье» Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко одобрил здешние геотермальные изыскания, после чего у руководителей Бреста даже возникла идея использовать опыт берестейцев и поискать горячую воду под землей окраинных восточных микрорайонов города для их обогрева. 

Все эти проекты должны быть реализованы в ближайшее время. И тогда Брест и его окрестности станут пионерами нетрадиционной энергетики. 

На снимке: ветряная электроустановка в районе деревни Дуброва Новогрудского района.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter