Солнце на спицах

Пятый год на базе борисовского санатория "Березина" для инвалидов организовывается лагерь обучения езде на колясках активного типа.
Пятый год на базе борисовского санатория "Березина" для инвалидов организовывается лагерь обучения езде на колясках активного типа.

В течение 10 дней 30 курсантам (именно так называют участников лагеря) предстоит пройти специальную программу тренировок и теоретических занятий. За это время инструкторы обучают курсантов пользоваться коляской. Кроме этого, инвалиды получают навыки по силовой подготовке, занимаются плаванием, теннисом, аэробикой. Немаловажно, что курсанты проходят адаптацию и в социальных условиях города, посещая магазины, рынки, столовые. Ведь многие из них до поездки в лагерь были вынуждены годами сидеть в четырех стенах, изолировавшись от внешнего мира.

Особенностью нынешнего лагеря является то, что впервые курсанты получили в пользование весьма удобные коляски, произведенные борисовской фирмой "Гамма".

Первый экспериментальный образец борисовчане смонтировали еще в июле 1999 года, взяв за аналог шведскую коляску "Пантера". "Первенца" нарекли "Гепардом". После проведенных испытаний инвалиды заговорили о преимуществах борисовской коляски: она адаптирована к местным дорогам, имеет большую устойчивость при преодолении препятствий благодаря дополнительным упорным колесам, в полном сборе весит всего 12 кг, легко складывается и помещается в багажник автомобиля. И, что немаловажно, шведская "Пантера" стоит порядка 1.500 у.е., а белорусский "Гепард" - почти в 5 раз дешевле.

Однако к своим потребителям борисовская коляска пробивалась несколько лет, получив сначала белорусский, а затем российский сертификат соответствия. После долгих хождений по высоким инстанциям авторов и конструкторов коляски в этом году наконец "Гепард" был внесен в реестр Минздрава, а "Гамма" получила первый госзаказ. Правда, пока всего лишь на 30 штук.

Объективности ради нужно сказать, что коляски для инвалидов в стране выпускают минские мотовелозавод и протезный завод. Однако они громоздки, менее удобны и предназначены больше для использования в помещениях. К тому же весят 28 килограммов. По отзывам инвалидов, тяжеловесная продукция минских производителей не соответствует их потребностям: "Шьют "пиджак", но безо всякой примерки". Совсем другое дело - "Гепард".

Тем не менее радоваться тому, что в "Гепард" сядут все нуждающиеся белорусские инвалиды, пока еще рано.

Самая главная проблема борисовской фирмы-производителя на сегодняшний день - финансирование. Свободных средств на дальнейшее развитие собственного производства у "Гаммы", к сожалению, не хватает. Наверное, можно было бы поднять цены на "Гепард", но это вопрос не столько с экономической, сколько с нравственной подоплекой: инвалиды не те клиенты, на которых можно без зазрения совести сколотить капитал. Между тем из России уже поступило предложение перекупить "Гепард" и начать производство уникальных колясок в своей стране. Жаль, если это случится и "Гепард" сменит не только прописку, но и гражданство, попав из экспортных в разряд импортных, а значит, "валютных" товаров. По статистике, в нашей стране людей с ограниченными физическими возможностями порядка 400 тысяч. Из них 12 тысяч остро нуждаются в инвалидных колясках. Вряд ли можно ожидать в ближайшие годы уменьшения этой цифры: ведь от нелепых случайностей, способных в одночасье превратить здорового человека в инвалида, не застрахован никто...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter