Союзное государство — это локомотив интеграции на постсоветском пространстве

Согласованность нормотворчества

Союзное государство —  это локомотив интеграции на постсоветском пространстве

Союзное государство — это локомотив интеграции на постсоветском пространстве



Василий ТИМОЩЕНКО,
заместитель начальника Главного экспертно-правового управления Секретариата Совета Республики Национального собрания, кандидат юридических наук, доцент
Процесс реальной интеграции во многих сферах межгосударственных отношений, в том числе и в законотворчестве, получает свое дальнейшее развитие, поскольку стороны имеют общие интересы, стремятся к сотрудничеству на равноправной основе, учету общемировых правовых тенденций и особенностей национального законодательства. Хотя преодоление различий в нашем законодательстве не всегда идет просто.

Сегодня нет четкого определения общепризнанных принципов международного права. Поэтому представляется целесообразным закрепить перечень таких основных принципов в законе (например, Законе о международных договорах), включив их в правовые системы Беларуси и России. Кроме того, закон может быть дополнен нормой, определяющей правовой статус общепризнанных принципов международного права.

В соответствии с нормативными предписаниями части первой статьи 8 Конституции Республики Беларусь Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им национального законодательства. А согласно части 4-й статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Между тем обеспечение согласованности нормотворчества с актуальными задачами и стратегическими приоритетами Республики Беларусь и Российской Федерации, нормами законодательных актов и принципами правотворчества сегодня стоит отнести к важнейшим факторам эффективности законодательной деятельности.

Особо актуальными и социально значимыми являются вопросы гармонизации и унификации законодательства о борьбе с транснациональной преступностью. Это необходимо сделать в кратчайшие сроки и в Беларуси, и в государствах, входящих в интеграционные объединения. Ведь современное законодательство в этой сфере является эффективной формой противодействия современным вызовам и угрозам, фундаментом в создании коллективной продуманной системы правового регулирования борьбы с наиболее опасными правонарушениями.

Имплементируя нормы международного права в национальное законодательство, законодатель ориентируется на рационализацию законодательства (и в целом — правовой политики) в соответствии с криминологическими и экономическими реалиями, иными социально значимыми факторами, а учитывая, что ряд преступлений превратились в особо опасные системные транснациональные явления, возрастает потребность в международном сотрудничестве по их предупреждению. Этим и обусловлено исключительно важное значение согласованной политики в сфере борьбы с правонарушениями (учитывая особенности современных миграционных потоков) в рамках интеграционных объединений — Союза Беларуси и России, СНГ, ОДКБ, Евразийского экономического союза.

При этом представляется особенно актуальным совершенствование механизмов реализации международных договоров и модельного законодательства, расширение и актуализация форм участия в этой деятельности представителей (в том числе научного экспертного сообщества) всех государств — сторон интеграционных объединений.


Также важен вопрос о соотношении актов национального законодательства, международных договоров с актами межгосударственных образований, в которые входят Беларусь и Россия, и мы солидарны с выводами экспертов о необходимости определения на уровне закона правового статуса актов межгосударственных образований.

Заслуживают всестороннего анализа предложения по развитию практики принятия таких решений ЕАЭС, которые, например, содержали бы минимальное количество отсылок к национальным законодательствам. Это способствовало бы минимизации временных потерь на разработку национальных правовых актов.

Работа по приведению нормативной правовой базы Беларуси в соответствие с Договором о ЕАЭС проводится согласно Плану мер по реализации положений этого документа, утвержденному Премьер-министром Беларуси в декабре 2014 года.

Также реализуются меры, направленные на установление национальным законодательством порядка исполнения в государствах — членах Союза решений Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета. Кроме того, предполагается подписание отдельного международного договора в рамках ЕАЭС о порядке заключения международных договоров Союза с третьими сторонами.

Работа по гармонизации законодательства государств — членов ЕАЭС ведется и на наднациональном уровне. Решением Совета ЕЭК от 16 июля 2014 года № 58 принят рабочий план разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о ЕАЭС. Премьер-министром Беларуси утверждена схема распределения ответственности за реализацию рабочего плана, который включает в себя 126 пунктов, предусматривающих разработку и принятие нормативных правовых актов (международных договоров), касающихся организации деятельности ЕАЭС и Суда ЕАЭС, информационного взаимодействия в рамках Союза, макроэкономической политики, экономики и финансов, вопросов интеллектуальной собственности и др.

Президент Республики Беларусь как Глава государства, председательствующего в органах ЕАЭС в 2015 году,  направил в адрес коллег по экономическому союзу обращение, в котором определены ближайшие приоритеты в развитии интеграционной структуры. В их  числе — полная отмена всех изъятий и ограничений в движении товаров, скорейший переход к согласованной, а в перспективе — и к единой промышленной и агропромышленной политике, формирование общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов и др.

Системное решение вопроса о правовом статусе актов межгосударственных образований, куда входят Беларусь и Россия, способствовало бы упорядочению нормотворческой и правоприменительной деятельности. Актуальным представляется также вопрос о необходимости включения в интеграционные процессы не только государств, их органов и организаций, но и граждан. Учитывая социальную значимость указанного правового аспекта, заслуживают внимания предложения российских ученых о целесообразности совершенствования международной договорной практики с тем, чтобы к положениям международных договоров человек мог обращаться непосредственно, а не через сложное имплементационное законодательство.

Не менее важным видится вопрос о дальнейшем совершенствовании организационных форм научного обеспечения правотворческой деятельности. К ней надо привлекать специалистов в области экономики, социологии, психологии, экспертов по юридической лингвистике и информатизации. Одним из направлений совершенствования законотворчества видится углубление взаимодействия и сотрудничества палат парламентов стран интеграционных объединений со всеми участниками законотворческого процесса, обеспечение квалифицированного экспертно-правового сопровождения законопроектов, более глубокая и объективная оценка перспектив последующей практики применения законов, проведение мониторинга правоприменительной практики, совершенствование форм и методов контроля за выполнением поручений, содержащихся во вновь принимаемых нормативных актах, в части приведения прежних актов в соответствие с вновь принятыми документами.

Мнение

Алексей КУДРЯВЦЕВ, доктор юридических наук, декан факультета права Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации:

— Одна из целей Союзного государства — обеспечение безопасности граждан и общества, борьба с преступностью. Современные вызовы и угрозы — это терроризм, экстремизм, легализация доходов, добытых  преступным путем, незаконная миграция, наркотрафик и прочие.

Определенные шаги на пути к межгосударственному сотрудничеству уже сделаны. Например, министерства внутренних дел Беларуси и России тесно взаимодействуют с 1997 года и за это время реализовали целый ряд совместных программ. В прошлом году было вновь заключено соглашение между руководителями этих ведомств о взаимодействии, принята программа по противодействию преступности, которая одобрена парламентами. Взаимодействие между правоохранительными органами ведется, но не имеет базовых ориентиров и реализуется посредством заключения соглашений. Концептуальные основы, на которые должен ориентироваться законодатель, отсутствуют.

Если мы возьмем закон об оперативно-разыскной деятельности в Беларуси и России, то увидим ряд принципиальных расхождений, которые негативно влияют на процесс борьбы с преступностью. Например, наши правоохранители ведут информационный обмен, создана общая база. Но результаты этой деятельности не могут использоваться органами расследования и судебными органами в качестве доказательств на территории другой страны. Главная причина — оперативно-разыскные мероприятия, ограничивающие свободу граждан, в Беларуси санкционируются органами прокуратуры, а в России — судом. Все эти моменты нужно унифицировать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter