Что общего у Куропат и "вышиванки"?

Сочтемся славою

На днях прошелся пешком с Зеленого Луга, где живу последние пятнадцать лет, до Куропат. Походил по тропинкам, постоял возле самодельных памятничков, подумал об ушедших временах. Для нас они стали историей, а для тех, кто закопан в Куропатах, это была их судьба, их жизнь, их место упокоения. Здесь в конце 30–х убивали приговоренных всевозможными «тройками» и «военными трибуналами» самых разных людей, по самым фантастическим обвинениям. Под соснами лежат коммунистические партработники, крестьяне, учителя и литераторы, батюшки, раввины и ксендзы. Потом здесь расстреливали тех, кто ранее расстреливал комбригов, крестьян, политработников и священников. А перед самой войной расстреливали «классово чуждых» жителей городов и местечек, привезенных в минскую тюрьму из Западной Белоруссии. Вот такой жуткий пантеон, а кто там захоронен — бог веси...


По–моему, такое символическое место должно быть у всех на виду, чтобы больше не повторились времена беззакония и бесчинства радикальных политических доктрин. И белорусы, и евреи, и поляки, и русские — они составляли в тридцатые годы население республики — должны считать это кладбище своим мемориалом, не делить невинно убиенных по конфессиям и национальностям, не сводить личные счеты с прошлым, не скрежетать зубами. Но молиться и размышлять.

Почему–то так получилось, что Куропаты своей «собственностью» объявила одна чрезмерно политизированная часть общества, другая — вообще проявляет полное равнодушие, а третья относится к бывшему «спецучастку НКВД» как к историческому анекдоту. Вроде эпохи войны Алой и Белой Розы. Вот и не утихают страсти, копится злоба и Куропаты беззастенчиво используются в политических и пропагандистских целях, иногда вполне нелепых и даже небезопасных.

А по–моему — надо так!

Все, кто неравнодушен к истории Беларуси, кто добр душой и в любое время суток предпочитает злу добро, должны в какой–то день — на Радоницу, например, или на «Дзяды» — прийти в Куропаты, дружно поработать, навести порядок среди сосен после зимнего сна и просветлеть душой. Вот это было бы правильно! А те, кто с какого–то перепугу посчитали себя душеприказчиками невинно убиенных и чуть ли не владельцами кладбища, может быть, посмотрели бы на себя со стороны и согласились, что на кладбище не митингуют, не топчутся, а — грустят и ухаживают за могилами...

Затронула меня и история с «вышиванками». Какие–то непонятно чем озабоченные люди стали вдруг «бороться» за внедрение «вышиванок» в жизнь, уверяя всех, что это не только возвращение к духовным истокам, но и признак истинного прогресса. В смысле, гуляет паренек в майке с орнаментом — можно считать его доктором философии и права. Надела дивчина вышитую кофточку, дивчиной надо бурно восторгаться и ставить всем в пример.

Утрирую, скажете? Но здесь есть подоплека. И, как водится, «политическая». На киевском майдане идеологи «революции достоинства» умудрились сделать вышиванку опознавательным знаком типа свой — чужой. Но, как известно, за последние три года в Киеве столько наделали хорошего и разного, что заимствовать все подряд у Мустафы Найема, «титушек», Арсеня Яценюка и покойного Сашки Белого — вряд ли нам нужно. И принцип «свой — чужой», по которому летают боевые истребители, тоже вряд ли приемлем в Минске, Могилеве, Орше и Хойниках. Но так или иначе обычную, безобидную «вышиванку» у нас стали продвигать в массы не как украшение одежды, а как признак утонченного и политико–патриотического пароля.

И вот наметилось новое противостояние в молодежной среде. В «вышиванке» — значит, уважаемый и прогрессивный. В майке без орнамента — сомнительный и как минимум отсталый. Не наш! А чей? Не наш, и точка. Наряжайся в «вышиванку», тогда и примем в ряды продвинутых.

Лиха беда начало! Глядишь, из этой немножко смешной истории могло бы проклюнуться и взрасти вредное недоразумение. Спасибо БРСМ, где к истории подошли без формализма, без «идеологической борьбы», просто — умно! Взяли ребята и объявили всебелорусский «День вышиванки». Тысячи молодых, красивых и не испорченных доморощенной «политикой» людей вышли на улицы и от души повеселились под июльским солнышком. И проблема «наш — не наш» исчезла сама собой. Оказалось, что все молодые белорусы, и в «вышиванках», и без оных, могут одеваться по–разному, но одинаково любят жизнь и общий дом. И все довольны, все смеются. Чем плохо?..

Станислав КУРНЕВИЧ, 
минчанин, 34 года.

Советская Белоруссия № 132 (25014). Вторник, 12 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter