Сочная стратегия

Как маленький завод в райцентре открыл большую дорогу на зарубежный рынок

Тактика непрерывного обновления производства открыла маленькому заводу в райцентре большую дорогу на зарубежный рынок

«Грузите апельсины бочками» — эти слова хулиганской телеграммы Остапа Бендера невольно вспомнились при виде погрузки 200-литровых металлических бочек в автофуру на территории ОАО «Малоритский консервно-овощесушильный комбинат». Грузили, правда, в них не апельсины, а овощ, который, впрочем, тоже не связывается в сознании с подобным видом транспортировки. Малоритчане таким образом отправляли в Москву переработанную морковь, а точнее, пюре из нее. Предприятие заключило контракт на поставку московским партнерам семисот тонн такой продукции. Чтобы наглядно представить этот объем, достаточно посчитать, что он вместился бы почти в двенадцать железнодорожных вагонов или цистерн. Откуда у завода, известного в основном как производитель для белорусского внутреннего рынка детского питания в мелкой таре, возможность поставлять на экспорт полуфабрикат с таким размахом?

Морковный сок, как для взрослых, так и для детей, был одной из самых «вкусных фишек» предприятия еще во времена СССР, когда в основном оно специализировалось на переработке картофеля для нужд армии большой державы. Но получение сока из моркови — дело хлопотное. Переработать ее нужно как можно быстрее после того, как она попадает с поля на завод. Ведь каждый день хранения корнеплодов оборачивался ухудшением их качества. Еще более проблематичной эта задача стала на рубеже веков, когда морковь, вытеснив картофель, стала одной из основных составляющих сырьевой базы консервно-овощесушильного комбината. Поступающую из близлежащих хозяйств морковку приходилось закладывать в земляные бурты. Завод во время морковного сезона работал порой круглосуточно, и еще до начала зимы торопился переработать закупленное сырье. А в межсезонье линии по производству сока из красных корнеплодов останавливались, так как сырья нужной кондиции не было. Такой разлад сдерживал как производственные возможности завода, так и развитие этого направления растениеводства в регионе. Отказаться от дедовского метода хранения овощей и решить проблему нехватки сырья в межсезонье малоритскому предприятию помогло приобретение итальянской установки, способной в сутки превращать в полуфабрикат — асептическое пюре – свыше тридцати тонн моркови. Храниться такой полуфабрикат в специальных стерильных мешках, помещенных в металлические бочки, может довольно долго. Создав его необходимые запасы, комбинат сегодня может не только при надобности использовать их для собственного производства сока, но и продавать таким же перерабатывающим предприятиям.

В минувшем году покупатели на морковное пюре нашлись в российской столице. Да еще какие! По контракту малоритчане будут отгружать им свою морковь бочками почти до следующего заготовительного сезона. И теперь из ворот завода порой по нескольку раз за неделю выезжают 20-тонные фуры с российскими номерами, загруженные асептическим пюре для одного из подмосковных предприятий.

Уходит отсюда грузовой автотранспорт в города России и Украины и с другой продукцией комбината. Популярностью пользуется, например, в России березовый сок малоритского розлива. Но, конечно же, основу экспортного потока составляет детское питание. Более ста видов соков и пюре выпускают в Малорите для детей в современной таре с удобно открывающимися металлическими крышками. Яркие этикетки с симпатичным малоритским брендом «Топтышка» можно увидеть в любом продовольственном магазине республики. Узнаваем он сегодня и в некоторых российских и украинских регионах. Многие мамы как в Беларуси, так и за ее пределами уже отказались от западноевропейского импортного детского питания, отдав предпочтение «Топтышке». Главный козырь в противостоянии с зарубежной продукцией – натуральное сырье, из которого оно делается. Морковь, яблоки, черника, смородина, клубника, тыква – эти и другие плоды и ягоды, выросшие на малоритской земле, перерабатываются на современнейшем оборудовании, которое позволяет делать пюре и соки в различных сочетаниях с максимальным сохранением их питательных и целебных свойств, подаренных природой. Формируется сырьевая составляющая по-разному. Морковь поставляют хозяйства и фермеры округи, с которыми заключаются договоры еще задолго до закладки нового урожая. А вот тыкву, например, выращивают для комбината владельцы приусадебных и дачных участков. Ежегодно предприятие раздает им бесплатно по весне семена красной тыквы, наиболее пригодной для переработки, а осенью скупает выращенный урожай.

В последние годы здесь все чаще берут пример с молокопереработчиков. Только если те стали добавлять в свои йогурты плодоовощные составляющие, то малоритчане делают наоборот. Фруктовые пюре производят с добавлением молочных продуктов. И не только молочных. Постоянно стремясь разнообразить ассортимент, технологи предприятия придумывают все новые и новые рецептуры детского питания. Одна из последних – это фруктовое пюре с добавлением цветной капусты.

Думают в Малорите и над тем, как привлечь внимание взрослых. В ближайшее время здесь заработает импортный пресс, который позволит разливать в различную тару и продавать натуральный яблочный сок. Рассказывая о его преимуществах, заводчане открыли автору этих строк некоторые секреты сокопроизводства. Оказывается, почти все соки, которые продаются сегодня в наших магазинах, называются восстановленными. И не зря. Они делаются путем добавления воды к концентрату, полученному в результате выпаривания влаги из натурального сока. При таких метаморфозах он теряет значительную часть своих полезных свойств. Линия с новым прессом, появившимся на малоритском комбинате, будет выдавать сок, ничем не отличающийся от того, который некоторые домохозяйки получают в домашних условиях, используя бытовую технику.

Не застаивается на витринах малоритский морковный сок в поллитровых закатанных банках. Не ослабевает спрос и на продукцию, предлагаемую в трехлитровой таре. Такой стеклобаночный вектор в целом соответствует тенденции, преобладающей в высокоразвитых странах, где при выборе тары отдается предпочтение экологически нейтральному стеклу.

Обо всем этом с директором комбината Татьяной Каменчук удалось поговорить только недавно. Все попытки связаться с ней по телефону летом и осенью ничего не дали. Руководитель вместе с командой менеджеров значительную часть рабочего времени проводила в командировках. На выставках и деловых встречах в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах формировался тот портфель экспортных заказов, который сегодня избавляет комбинат от опасности перезагруженности складов. А волнует нынче заводчан совершенно другое. За зиму здесь должны завершить очередной этап реконструкции, которая началась еще в конце минувшего века. За эти годы завод в маленьком городке, стоявший на грани банкротства, благодаря государственным инвестициям и поддержке превратился в одно из мощнейших перерабатывающих предприятий республики. Сегодня он имеет возможность рассчитываться понемногу по своим долговым обязательствам с банками и государством и вкладывать в развитие собственные средства. Когда же завершится здесь начавшийся уже давно процесс технологических преобразований? «Никогда!» — с уверенностью заявила, отвечая на этот вопрос, директор комбината Татьяна Каменчук и рассказала о новых планах непрерывного обновления завода. Таково сегодняшнее кредо предприятия, которое и в дальнейшем позволит ему укреплять свои позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

На снимке: такая продукция малоритского комбината пользуется спросом как в Беларуси, так и за ее пределами.

Фото: Федор МУХА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter