О неприкосновенности личного пространства

Соблазн замочной скважины

Любопытство — порок неистребимый, не путать с любознательностью. Приникнуть к замочной скважине, щели в стене, подсмотреть, подслушать — не каждый откажется, особенно если поступок останется тайным.


Сегодня такое подглядывание в тайне не держат. Более того, оно стремительно становится нормой. Жить напоказ — установка неновая. В XVIII куртуазном веке тоже любили писать письма таким образом, чтобы они могли быть зачитаны в салоне, а любое событие в жизни воcпринималось как повод для анекдота. Сальвадор Дали описывал себя, гениального, вплоть до акта дефекации.


Сегодня в сети все вывешивают всё. Как сходил в поликлинику (гады врачи), что сказала теща (тварь ядовитая), что съел в кафешке (мерзавцы официанты)... В приложении Instagram, где обрабатываются и вывешиваются изображения, самые популярные темы «моя еда», «мои ноги», «мои волосы». Появился термин «селфи», то есть сам себя сфоткал и выложил в интернет.


Но совсем меня покоробил флешмоб, смысл которого — сфотографируй ближнего во сне. Поветрие существует давно, но если прочие поветрия — сделать «воробьиное лицо», положить на голову блин и прочее — касаются только тебя родного, то тут уже идет взлом личного пространства другого... Представьте только: спишь рядом с любимым или любимой, а он или она подлавливает, когда ты особенно смешно выглядишь — губы оттопырились, струйка слюны течет, нос уткнулся в подушку — щелк, и ты — звезда инстаграма... Согласитесь, как–то особенно беспомощно, беззащитно себя ощущаешь. Понятно, что ближний поддался моде, что он ради шутки, не со зла. И вообще в припадке умиления... Но только когда шутишь не ты, а над тобой — это не всегда смешно. Тем более каждого из нас можно подловить в каких–то непрезентабельных позах, с дурацкой мимикой, в компрометирующей ситуации. И тогда получается, как в песне комедиклабовца Семена Слепакова «Люба — звезда Ютуба», о даме, которая набралась на корпоративной вечеринке, а кто–то из доброжелательных сотрудников заснял ее на смартфон. Живем, как в анекдоте про обезьяну, которой дали в руки автомат. Даже малыши вооружены средствами запечатления информации. Опустил руку с мобильником, сфоткал под столом ноги училки... А что остановит, если уважения к ближнему просто не запрограммировано?


Иногда, правда, у людей просыпается совесть. Как–то в сети распространилось изображение некоего «Чумазика» — случайно попавший в кадр человек со странной походкой неуклюже падал на землю. Когда юзеры вдоволь постебались над чудаком, кто–то узнал, что объект — тяжело больной инвалид, и в момент съемки ему просто требовалась помощь.


Ну поизвинялись...


А перед сколькими даже не подумали! Как не думают просить разрешения вывесить фото или видео у их героев. Да, есть достаточное количество людей, охотно соглашающихся ради миллионных просмотров орать в кадре «Язь!» или рассказывать о «вкусном чае в школьной столовой». Но ведь кому–то подобная слава может и жизнь сломать! Более того, фотографирование не подозревающих о своем «звездном часе» людей делается бизнесом. На сайте «Люди Уол–Марта» вывешиваются фото самых странных покупателей упомянутого магазина. Выбирают безобидных фриков, маргиналов. Неплохая реклама... Еще один блог — «Спящие в подземке» — собирает фото людей, уснувших в метро. Какое–то время был популярен мем «Люди, читающие «Пятьдесят оттенков серого». Папарацци охотились за теми, кто читал популярный порнографический опус, ведь при этом многие стеснялись, маскировали обложку, прикрывали книгу...


Одна из тем в интернете называется «Мой хозяин — идиот». Туда собирают фото домашних животных, которых хозяева ради потешного кадра одевают в свои вещи, раскрашивают, запихивают в какие–то емкости... Здесь уже смеются над авторами снимков. С животных–то что взять? Станиславский говорил, нельзя играть на сцене рядом с реальными животными и детьми — их естественность выявит фальшь даже у гениального актера. Кстати, в некоторых странах запретили для публичного использования изображения детей. Снимают сюжет о детском садике — только ножки в сандаликах разве что попадут в кадр.


Да, всем хочется славы. Но неприкосновенность личного пространства начинаешь ценить только тогда, когда его взламывают. Установка на то, чтобы извлекать пользу из слабостей ближнего, изначально порочна. Правила здесь просты: представлять себя на месте того, о ком хочешь написать или чье изображение обнародовать, осознать его потенциальную реакцию, в идеале — спросить разрешения у случайного героя видеоролика или фотосессии. Тогда мы все будем чувствовать себя менее уязвимыми и более честными.


rubleuskaja@sb.by


Советская Белоруссия №159 (24540). Пятница, 22 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter