Собиратели долгов

А вы знаете, что такое коллекторские агентства? Если еще нет, то в ближайшие месяцы, вероятно, узнаете. Хотя лучше с сотрудниками этих специфических организаций дела не иметь...

А вы знаете, что такое коллекторские агентства? Если еще нет, то в ближайшие месяцы, вероятно, узнаете. Хотя лучше с сотрудниками этих специфических организаций дела не иметь. Ведь работающие во многих странах коллекторские (от английского глагола to collekt — собирать) структуры занимаются взиманием различными законными способами у недобросовестных заемщиков взятых в кредит денег. По информации Нацбанка, уже в нынешнем году коллекторы могут появиться и в Минске. Дело в том, что нашим банкам возиться с должниками (а их в кризисный период всегда становится больше) становится невыгодно, поэтому они предлагают новую схему досудебного возврата денег. По ней коллекторские агентства выкупают у банка долги клиента, а затем добиваются от увиливающих заемщиков выплаты денег. Работают коллекторы (например, в России и Украине) и с ЖЭСами, и с мобильными операторами, и даже с частными лицами — словом, с любыми клиентами, столкнувшимися с проблемой невозврата платежей и одолженных денег. Кому–то может показаться, что грядущее новшество не стоит особого внимания и представляет интерес только для банкиров и бизнесменов. Авторы «Спор–площадки», однако, смотрят на перспективу появления «банковского спецназа» куда шире. По мнению одного из них, легализация «выбивал» произведет настоящую революцию в противоречивых отношениях кредиторов и должников. Другой видит в коллекторских агентствах благодатную почву для завуалированного рэкета, неконтролируемых вымогательств. Действительно ли банковской системе нужна такая «силовая структура»? Чем «белые воротнички» из коллекторских агентств отличаются от крепких парней с бейсбольными битами и раскаленными утюгами? Такие вопросы поднимаются в сегодняшней дискуссии. Надеемся, к актуальному спору присоединятся и читатели «СБ».


За


Лучше звонок, чем паяльник


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, ценитель финансовых гарантий:


— Помнишь, Роман, ты однажды просил у меня в долг кругленькую сумму, а я отказал? Знаешь почему? Во–первых, таких денег я отродясь не зарабатывал, во–вторых, как представил тебя с утюгом на животе... Да разве вернул бы ты мне такую кучу «зеленых бумажек» подобру–поздорову? Вот и пожалел я и денег своих фантасмагорических, и тебя. Другое дело сейчас, после заявлений Нацбанка. Как только пристроюсь в хвост списка «Форбс» (был мне вещий сон со страницами этого респектабельного журнала для богатеев), как только появится в Минске первое коллекторское агентство — приходи, называй цифры. Отстегну любую сумму не задумываясь. А чуть что (память тебе отшибет или перестанешь отвечать на звонки) — тобой займутся не робингуды с раскаленными электроприборами, а корректные, но настойчивые клерки–переговорщики, работающие за комиссионные.


В качестве ликбеза вкратце опишу некоторые методы цивилизованного возврата долгов. К примеру, московские и питерские коллекторские агентства начинают невеселую, но зато совсем бескровную и нетравматичную процедуру с письменного напоминания должнику. Если «объект» притворился неграмотным, слабовидящим, ему звонят домой и металлическим голосом обрисовывают грустную судебную перспективу, грозят (а не угрожают) штрафом, включением в «черные» банковские списки. А что? Плохая кредитная история, пожизненное лишение права на любого вида ссуду — разве это не кошмар для питомца общества потребления? Чьи нервы выдержат систематическое напоминание: «Должок!»? И так даже самого отъявленного махинатора с кредитами периодически посещает совесть, а тут еще мрачные коллекторы подключаются. Но если и это не приносит результата, через полгода должника вызывают в суд...


Как видишь, бизнес коллекторов — совсем не грязный. Государство, общество в данном случае вовремя заметило назревающую проблему. Не секрет, что в кризисный период количество должников увеличивается. Белорусским банкам различные физические и юридические лица уже задолжали около 500 миллиардов рублей. Кто–то, как рассказывала наша газета, рассчитывается с банкирами продукцией, кто–то игнорирует напоминания. Службы безопасности банков явно со всеми «бегунками» не справляются. Не на милицию же эти дела вешать? Да и суды могут от обилия исков задохнуться. Вот и пришло время коллекторов — своеобразных кредитных полицейских.


Но «финансовый спецназ», напомню, может оказаться полезным и обычным гражданам. Надеюсь, цивилизованные «вышибалы» произведут целую революцию в сложных взаимоотношениях кредиторов и должников. Сейчас ведь как? Не хочет условный Степан Петрович возвращать 500 «баксов» своему соседу Семену Егорычу и все тут. Судебный процесс не всегда гарантирует возврат долга, и у Егорыча возникает соблазн апеллировать к местной братве. Правда вроде бы на стороне обманутого Егорыча, но дело пахнет пресловутым паяльником и доморощенным вымогательством. А это уже уголовщина чистой воды!


Коллекторские агентства предлагают Егорычу разобраться с конфликтной ситуацией по–человечески. Братва остается без работы. Петровича не калечат и не убивают. Деньги возвращаются к хозяину. Таким образом, цивилизованное общество наносит превентивный удар по рецидиву вымогательского бума (помнишь 90–е?).


Кстати, если в Беларуси появятся коллекторы, свободнее вздохнут и коммунальники. Им уже не придется прочесывать домашние притоны и заставлять люмпенов оплачивать жировки. Неплательщиков за определенный процент возьмут в оборот суровые, но справедливые переговорщики. Может, найдут управу на должников по квартплате и тогда у ЖЭСов появятся лишние средства на капремонты «хрущевок», благоустройство дворов и детских площадок?


Вижу в грядущем новшестве еще один большой плюс. Коллекторский бизнес — шанс проявить себя для бывших сотрудников правоохранительных органов, отставных милиционеров, военных. Иной раз сердце сжимается, когда вижу экс-офицеров в роли сторожей, швейцаров, парковщиков, охранников супермаркетов. Может, имеет им смысл завербоваться в будущем в менеджеры коллекторских компаний? Наверняка там первое время будет ощущаться дефицит грамотных кадров. Должников увещевать — не битой в лесу размахивать. Тут жизненный опыт и знание психологии требуются.


Предположу, что многие сейчас опасаются появления новой фактически силовой, контролирующей структуры. Но сами коллекторы успокаивают: не нужно воспринимать звонок коллектора как персональный апокалипсис. Напоминание о долге — вполне справедливое требование людей, которые в свое время помогли вам выйти из трудной финансовой ситуации. Просто пришло время исправлять ошибку, платить по счетам и спать спокойно. И тогда у вашей кредитной истории будет счастливое продолжение...


Против


Второе пришествие бандитизма


Роман РУДЬ, противник частных детективов:


— Просыпайся, Андрей! Шлепай босиком к двери, которая дрожит от ударов. К тебе пришли угрюмые парни — выбивать долги. Отпирай замок, выворачивай карманы! Что значит «ночь на дворе»? Как это «не имеют права»? А они тебе газету под нос: «Вы ведь сами, уважаемый, ратовали за коллекторов. Теперь извольте радоваться — мы уже здесь». В троллейбусе ты будешь атакован крепкими ребятами из агентства помощи контролерам. Мускулистые сотрудники какой–нибудь «взыскательной конторы» придут брать с тебя штраф за переход дороги в неположенном месте. Потом человек из милицейской фирмы проводит тебя к самодеятельному прокурору, а индивидуальный предприниматель в судейской мантии посадит в частную тюрьму. Вот чем закончится попытка внедрить у нас так называемые коллекторские агентства. Принять решение об их создании — значит объявить, что законный механизм взыскания долгов отменен. Службе судебных исполнителей — спасибо, все свободны.


Мы это уже проходили, Андрей. Помню, как в начале 90–х годов наши спортсменистые бандиты чуть ли не плясали от восторга на крышах своих джипов, когда у них появилась возможность легализоваться под вывеской охранных агентств. Тогда мне удалось побывать на одном из таких предприятий. Стену над головой директора украшала... классическая бейсбольная бита. Висела на красивых золоченых кронштейнах. «Это уже, так сказать, музейный экспонат, — перехватил мой взгляд руководитель агентства. — Отжившее орудие труда. Мы теперь телевизованно работаем». Он хотел сказать — «цивилизованно». Но не осилил. Потому что умел, как и прежде, говорить лишь одну фразу: «Ну че, будем платить за охрану?» Разница в том, что раньше коммерсанты слышали эти слова от обычного рэкетира, а теперь — от рэкетира с лицензией. К счастью, у нас быстро опомнились и разогнали все эти бандитские частные лавочки... А ты голосуешь за их второе пришествие.


Коллекторские агентства, Андрей, штука крайне вредная и опасная. Кроме того что их существование — суть признание бессилия государственных институтов, это еще и негласное поощрение беззакония. Пускай коллекторы кокетливо называют себя собирателями долгов, суть их прежняя — выбиватели. Правда, сначала они бьют должника психологически — давят бесконечными телефонными звонками, в том числе и по ночам. Потом от просьб и увещеваний быстро переходят к угрозам, а затем дело доходит до банальных ударов по почкам — в России уже немало подобных случаев. Причем, что особенно возмущает, коллекторы даже не пытаются замаскировать свои методы. Знаешь, что написано на стандартном бланке напоминания, которое присылают должнику коллекторские агентства в Москве? Цитирую: «В случае непогашения вами задолженности агентство вправе применять к вам те методы взыскания задолженности, которые сочтет необходимыми. За действия агентства банк ответственности не несет». Признайся, у тебя пробегут мурашки по коже, когда прочтешь эти строки? У меня — табуном.


Ты мимоходом как о чем–то само собой разумеющемся сказал, что «службы безопасности банков не справляются». Мол, вот и появилась нужда в частных помощниках... Так я тебе замечу, что следователи не всегда справляются с десятками находящихся в их производстве уголовных дел, милицейские патрули еще не отловили всех хулиганов, таможенникам не хватает рук досконально досмотреть все грузы, а судьи иногда болеют и переносят рассмотрение исков... Но повод ли это для призыва им в помощь армии предприимчивых частников? Которые не имеют строжайших должностных инструкций и не находятся под присмотром служб собственной безопасности...


Банки должны справляться! Во–первых, им не следует раздавать кредиты направо–налево, как бесплатную гуманитарную похлебку. Во–вторых, раз уж дали ссуду неплатежеспособному клиенту — кусайте собственные локти и будьте добры действовать по закону. Ведь в большинстве случаев, когда с цепи спускаются коллекторские агентства, речь идет даже не о долге (его наличие устанавливается и подтверждается судом), а только... о недобросовестном исполнении договорных обязательств одной из сторон (клиентом банка). И решать эту проблему положено не телефонной травлей, а в том же судебном порядке. Суд устанавливает наличие долга, затем обращает взыскание, допустим, на имущество должника, судебный исполнитель описывает и реализует это имущество, выручка поступает кредитору. Нормальный цивилизованный механизм. Если он дает сбои, давайте его же и ремонтировать... а не подменять сомнительными агрегатами кустарного толка.


Сейчас Генеральная прокуратура России запоздало советует: если к вам пришли коллекторы — не открывайте двери, не поддавайтесь вымогательству, а в случае угроз вызывайте милицию. Именно так я и поступлю, если ко мне постучат среди ночи... А ты шлепай к дверям. С хлебом–солью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter