Собеседование? И это правильно!

Во время проведения ППС из более двух тысяч человек было «забраковано» всего девять абитуриентов

Появление  такого  «барьера»,  как  профессионально-психологическое  собеседование,  заставило  абитуриентов  задуматься  о  правильности  выбора  будущей  профессии  заранее                

Когда в минувшем году для некоторых абитуриентов к традиционным тестовым испытаниям согласно Указу главы государства № 70 прибавилось профессионально-психологическое собеседование (ППС), скептики прочили: появится много недовольных таким нововведением. И ошиблись. Ничего страшного в этом не углядели ни поступающие, ни педагоги. Кроме того, последние убедились: дополнительная форма отбора дает качественный результат. Отмечает это и директор Института государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь Владимир Язепчик. 

— Конечно, после года работы подводить итоги несколько преждевременно. Тем не менее уже сегодня можно сказать, что профессионально-психологическое собеседование позволило нам отобрать в число студентов молодых людей, которые обладают организаторскими способностями, лидерскими качествами, являются настоящими гражданами нашей страны. Мы это видели уже во время проведения тестирования по тем зрелым ответам, которые они давали на самые сложные и серьезные вопросы. В том числе по патриотической тематике. Кстати, знание и понимание абитуриентами символики страны, гимна порадовало.

— Какая категория ребят проявила себя на собеседовании наиболее ярко?

  Это ребята из регионов. Более того, отмечу, что за последние два-три года в целом число таких абитуриентов выросло до 70 процентов от общего числа поступивших. Прежде традиционными лидерами были минчане. Сегодня абитуриенты из глубинки, райцентров засияли яркими звездочками. Это еще раз подтвердило собеседование.

— Насколько я понимаю, одна из главных задач профессионально-психологического собеседования — определить мотивацию абитуриента, выбравшего ту или иную специальность. Насколько, на ваш взгляд, осознанным был выбор большинства поступающих?

— Об этом хорошо говорят цифры: из более двух тысяч человек мы «забраковали» всего девять. Согласитесь, это немного. Беседа проходила в спокойной, доверительной обстановке, члены комиссии были настроены очень доброжелательно.

Вместе с тем, я считаю, что появление такого «барьера», как профессионально-психологическое собеседование, заставило абитуриентов задуматься о правильности выбора будущей профессии заранее. И те, кто испытывал сомнения, просто к нам не пошел, а выбрал другие вузы и специальности. Думаю, мы все от этого только выиграли.

Кстати, нынешние первокурсники признаются, что собеседование много им дало. А именно еще одну возможность взвесить все «за» и «против» и избежать ошибки в выборе своего будущего.

— Можно сказать, что качественный состав первокурсников изменился?

— Это действительно так. Судите сами: ни один студент 1-го курса, обучающийся по специальности «государственное управление и право», не получил неудовлетворительной оценки. А ведь еще до 2007 года число двоечников иногда  достигало 20 процентов!

На днях я побывал в нашем студенческом общежитии, беседовал со студентами, воспитателями, сотрудниками общежития. Так вот, последние в один голос говорят: «У нас, конечно, все студенты хорошие, но первый курс – это наша радость и наше будущее». Дело в том, что все ребята горят учебой, желанием участвовать в общественной жизни, готовы помогать нам в любом начинании. Они пришли к нам и с собственными инициативами: создать студию, организовать художественную студенческую выставку. Среди молодых людей есть и победители олимпиад, и, возможно, будущие звезды. Например, наша юная певица Маргарита Бардонова.

Но, конечно, главное у них впереди. Еще будет время определиться, кому пойти в науку, кому заняться покорением карьерных вершин. В любом случае мы возлагаем на наших новых студентов большие надежды.

— Я знаю, что студенты вуза постигают немало дисциплин, направленных на развитие лидерских качеств. И все же, наверное, лидером, руководителем нужно родиться. А задача вашего вуза — отыскать таких ребят. В этом смысле профессионально-психологическое собеседование — правильное и своевременное нововведение. 

— Это так. Кроме того, мы проводим серьезную профориентационную работу. Выезжаем на места, встречаемся со школьниками, рассказываем о вузе, объясняем его специфику. Ведь руководителями, действительно, могут быть не все. Это ответственно и сложно. И в целом работа руководителя – это, если можно так выразиться, образ жизни. Мало иметь хорошие знания, нужно, учитывая какие «сюрпризы» преподносит день сегодняшний, уметь принимать быстрые и правильные решения.

Конечно, многому можно научить. И мы учим. Но, чтобы стать хорошим управленцем, нужен и талант. Наша задача – его разглядеть и развить. Например, нашего четверокурсника Ивана Жаркова  уже ждут в управлении экономики Мингорисполкома. Он с группой студентов разработал проект, который уже внедрен в практику работы этого подразделения.

В целом могу сказать, что за последние два года в вузе наметилась хорошая динамика по успеваемости. Это подтверждают и результаты зимней сессии: число неуспевающих студентов снизилось в 1,5—2 раза. Президент поставил перед Академией задачу стать лучшим вузом страны. И мы уверенно движемся в этом направлении.

— Владимир Владимирович, не за горами и ППС-2009. Скажите, будут ли какие-то принципиальные отличия вопросов этого и минувшего года?

  Мы убеждены, что собеседование прошлого года успешно выполнило свою задачу. На его основе мы разработали конкретные рекомендации  по проведению собеседования и приблизительный перечень вопросов, которые могут быть заданы нашим абитуриентам. Они коснутся мотивации, ценностной ориентации, интеллектуальных и организаторских способностей, коммуникативных качеств абитуриента. Например, молодого человека могут спросить о том, какой общественной работой он занимается, попросить рассказать о своих сильных и слабых сторонах, планах на будущее, умении работать в команде, реакции на критику и т.д.

— Перечень специальностей, для поступления на которые потребуется пройти обязательное собеседование, скорее всего, в будущем расширится. Какие специальности, на ваш взгляд, следует в него включить?

— Было бы не лишним проводить профессиональный отбор на все специальности, поскольку каждая из них требует от абитуриентов определенных личностных качеств. Пока этого нет, зачастую получается так: поступил молодой человек на какую-то специальность, поучился и чувствует – не мое. А ведь это потеря времени для самого студента, издержки, если он учился на бюджете, для вуза и государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter