В Донбассе началось новое обострение, поставившее минский процесс на грань окончательного срыва

Снова война?

В Донбассе началось новое обострение, которое уже, по сути, поставило минский процесс на грань окончательного срыва. Несмотря на то что полноценного прекращения огня на линии соприкосновения достигнуть так и не удалось – спорадические перестрелки и боестолкновения продолжались все время с момента подписания минских соглашений, — интенсивность боевых действий в последние несколько дней позволяет говорить о переходе от «стреляющего перемирия» к полномасштабной конфронтации.

Интенсивность боестолкновений возрастала последние две недели по сценарию, сходному с зимней эскалацией. Все началось с интенсификации обстрелов городов Донбасса, повлекших многочисленные разрушения и жертвы среди мирного населения, включая детей. Интенсивным обстрелам подверглись Донецк, Горловка, Енакиево и другие населенные пункты на территории самопровозглашенной ДНР. Во время обстрела Горловки снаряд угодил в частный дом, где проживала семья из четырех человек, погибла 11-летняя девочка, ее младший брат и мать серьезно пострадали. Естественно, все это не могло не вызвать контрмер со стороны вооруженных формирований ДНР.

Третьего июня началось резкое обострение ситуации вокруг города Марьинка, что недалеко от Донецка. В этом населенном пункте, контролируемом украинскими силовиками, завязались полномасштабные уличные бои. Подразделениям ДНР удалось войти в город и оттеснить украинских военных с их позиций. Сообщалось даже о полном взятии Марьинки под контроль ДНР и установке флага республики над зданием ее администрации.

Украинские силовики поспешили обвинить ДНР в эскалации напряженности и объявили о возвращении на позиции под Марьинкой тяжелых вооружений, отведенных согласно минским договоренностям. Представители ДНР также обвиняют в провокациях украинских силовиков – очевидно, ни одна из сторон не желает брать на себя ответственность за срыв перемирия (опять же, аналогичная ситуация была и во время эскалации конфликта в январе этого года).

Началось обострение и на дипломатических фронтах. Россия и Запад обменялись рядом недружественных действий и заявлений, которые могут свидетельствовать о том, что международные игроки также оказались в тупике и не могут прийти к взаимоприемлемому решению по поводу Украины. Так, Россия обнародовала «черный список», куда были включены европейские политики и чиновники, которые, по мнению Кремля, активно поддерживали осуществление политического переворота в Киеве, приведшего к нынешнему кризису как в самой Украине, так и на международной арене. Отныне этим лицам въезд в Российскую Федерацию закрыт. Естественно, это вызвало ответную резкую реакцию со стороны европейского истеблишмента.

На этой неделе громкое заявление сделала А. Меркель, назвав среди трех основных угроз международной безопасности действия России в Крыму. По сути, канцлер Германии перефразировала аналогичную оценку российской политики американским президентом Б. Обамой, сделанную им несколько месяцев назад. Тем самым немецкий канцлер солидаризировалась с линией Вашингтона в украинском конфликте, и это, к сожалению, не оставляет надежд на скорое взаимопонимание между Западом и Россией.

В свою очередь глава МИДа России С. Лавров сделал ряд жестких заявлений в интервью информационному агентству Bloomberg, по сути, обвинив Запад в подстрекательстве политического переворота в Украине. Также министр отметил, что Россия не потерпит больше двойных стандартов, и скептически оценил российско-американские отношения, не усмотрев в них признаков какой-либо перезагрузки.

С сожалением приходится констатировать, что все происходящее глубоко закономерно. Минские соглашения так и не смогли найти почву для компромисса как между противоборствующими сторонами внутри Украины, так и между внешними игроками, в том или ином виде вовлеченными в конфликт.

Киев по-прежнему не желает видеть в ДНР и ЛНР полноправных субъектов диалога. Об этом свидетельствовали многочисленные воинственные заявления в их адрес, нередко оскорбительного характера для их руководства. В такой обстановке говорить о политическом урегулировании, нахождении компромисса и конституционной реформе явно не приходилось. Международные игроки также не пришли к взаимопониманию и не смогли выработать согласованной линии в урегулировании конфликта.

Дестабилизирующим фактором остается и линия разграничения, закрепленная минскими соглашениями. Фронт, проходящий в непосредственной близости от крупных городов ДНР и позволяющий осуществлять их обстрелы с украинских позиций, не может удовлетворять самопровозглашенные республики. Напомним, в результате зимнего обострения ДНР и ЛНР уже добились определенной реконфигурации линии соприкосновения в свою пользу, «срезав» дебальцевский выступ и выбив украинских силовиков с позиций в донецком аэропорту. Тем не менее основной угрозы для Донецка и Горловки снять не удалось, и это служит одной из главных причин нынешней дестабилизации.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter