Реформы школы не учитывают возможности ребенка

Снова и снова изобретая велосипед

Недавно зашла в детский отдел ЦУМа — обновленный, расширенный, шумный... Повод был нестандартный: прикупить к веселым конкурсам молодежной тусовки забавные призы вроде мыльных пузырей. А тут как раз закупки к началу учебного года! А я уже и забыла, как это бывает... Море людей. Сосредоточенная мама доказывает упрямящемуся сынуле, что именно этот пиджак ему подходит. Девчушка, сняв стильное платьишко, уныло меряет форменный костюмчик. А кое–кто из малышей в радостном предвкушении, еще не зная, что их ждет за время школьного обучения.

Школа_2_b.jpg

А может ждать всякое...

Моим детям только стиль формы пришлось менять раз пять. То администрация решала, что детишки просто должны быть в черно–белом (белый верх, черный низ), то непременным атрибутом становились жилеты, то эти жилеты должны были стать бордовыми... А сколько раз менялось само обучение! Дочь пошла в школу традиционно в семь. Сыну довелось идти в школу шестилеткой... Между тем далеко не все шестилетки способны в достаточной для урока мере сконцентрироваться. Нам, к счастью, удалось переждать необходимый год в садике.

Почему наше школьное образование раскачивает, как корабль в шторм, понять можно. Мы хотим, чтобы наши дети были умнее. Все умнее, умнее и умнее. Значит, должны больше знать. Значит, давать им больший объем информации.

У обоих моих детей была замечательная учительница младших классов, Зинаида Кирилловна, у которой учились поколениями, родители стояли в очередь, чтобы чадо попало непременно в ее класс... Зинаида Кирилловна не раз повторяла свое мнение по поводу усложнения школьной программы: как бы красиво она ни была составлена, дети–то не меняются! И в третьем веке до нашей эры, и в одиннадцатом, и в двадцать первом детеныши человеческие рождаются спустя девять месяцев после зачатия, держать головку, сидеть, ходить, говорить начинают примерно в одинаковые сроки... Эксперименты по ускорению процессов созревания зачастую напоминают попытки того же ребенка тянуть цветочный побег в вазоне за нежные листики, чтобы скорее рос. Ребенок в определенном возрасте просто физически не может запомнить больше, чем ему отпущено природой, высидеть больше, чем позволяет организм. Ну не могут все рождаться вундеркиндами! Тем более большинство вундеркиндов со временем вполне себе «встраиваются» в уровень своего поколения. Но уже с комплексом неудачника: был–де всегда первый, а теперь догнали, гады...

Есть и еще одна причина бесконечной школьной перестройки... Философ Йохан Хёйзинга утверждал, что, когда настанет эпоха, идеалом которой будет подросток (а она настала), возникнет бум на образование. Оглянитесь, сколько вокруг курсов, возможностей получить второй, третий, четвертый диплом, приобрести десяток профессий... Дело в том, что сейчас — кризис профессий. Сколько их в ближайшем будущем исчезнет, сколько появится, не могут предсказать и футурологи... Но так будет. Уже сегодня прогнозируют, что не нужны станут бухгалтеры, экономисты, переводчики — переведет с голоса компьютер. Взрослые, чувствуя на себе эту нестабильность, пытаются успеть за рынком сами и подготовить детей... При этом дети уже куда лучше их приспособлены к будущему. Мало кому не приходилось, усмирив гордость, просить свое ленивое чадо оторваться от онлайн–игрушек и помочь пересохранить файл, найти пропавшую информацию, наладить заглючивший вай–фай... А чадо с легким презрением, раз–два, производит какие–то непонятные манипуляции... Вы по–прежнему считаете, что эти дети глупее нас, если не могут отбарабанить оду Мальчишу–Кибальчишу и письмо Татьяны Лариной?

Итак, порочный круг: программа к удовлетворению взрослых усложняется, малыш не справляется (лентяй, конечно!), взрослые недовольны, ребенок замыкается, нервничает, у него получается еще хуже... А потом все причитают: как поглупели нынешние детки! Да не поглупели они, со школьной программой своих бабушек и дедушек, с прописями и чернильными ручками справились бы на раз... Это родители сегодняшних школьников зачастую бегают в панике по кабинетам коллег с просьбой помочь несчастному ребенку выполнить особо каверзное упражнение, а коллеги только разводят руками. Бесконечные эссе, рефераты, доклады — все повально скачивается из интернета: на написание самостоятельно, а главное, на осмысление у ребенка просто нет времени.

Да, я помню утверждение, что школа — место, где шлифуют булыжники и губят алмазы...

Но теперь всех изначально считают алмазами.

Однако это на производстве можно наштамповать идентичный продукт. В природе даже двух одинаковых камней не найдешь, что говорить о людях. Не могут все одинаково быть одарены. Не нужно повальное высшее образование. В списке самых богатых людей планеты вообще людей с университетским образованием нет. Так что остается надеяться, что школьный корабль перестанут раскачивать шторма реформ. Велосипед уже давно изобретен. Зачем пристраивать к нему по пять лишних колес и педалей?

rubleuskaja@sb.by

Советская Белоруссия № 157 (25039). Среда, 17 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter