Минск всегда был кузницей профессиональных театральных кадров. И щедро ими делился. Вспомним хотя бы, что на минских подмостках родились талантливый режиссер Леонид Хейфец, работающий сегодня в Московском театре им. Маяковского, и художник Зиновий Марголин, радующий зрителей театра им. Пушкина и даже Большого. Именно в его декорациях делал «Князя Игоря» великий Юрий Любимов в 2013 году.
Новое прочтение классики, работа с самой актуальной драматургией сегодня в Беларуси уже никого не удивляют. Так, «Ревизор» в главном театре страны — Купаловском — в постановке художественного руководителя Николая Пинигина, долгие годы работавшего в БДТ в Санкт–Петербурге со звездами первой величины Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили, Кириллом Лавровым и многими другими, способен удивить самого взыскательного зрителя. Этот «Ревизор» пронизан самоиронией. Действие бессмертной гоголевской комедии Пинигин перенес в 70–е годы прошлого века в белорусскую глубинку, и превратил персонажей «Ревизора» в... районных чиновников. Билетов на «Ревизора» не достать. Спектакль также представлен сразу в нескольких номинациях Национальной театральной премии Беларуси, которая объявит своих победителей 21 декабря.
Событием стал спектакль «Саломея» в Большом театре Беларуси в постановке главного режиссера Михаила Панджавидзе. Зрителей потрясает размах декораций. Сначала мы видим бескрайние пески Иудейской пустыни, потом на сцену выплывает почти настоящий океанский лайнер. Российский художник Гарри Гуммель поработал в «Саломее» на славу и от души. Все здесь дорого и совсем не сердито. С этой большой творческой победой минчан поздравил известный российский композитор Александр Журбин...
Кому всегда везет в Беларуси со смелыми и интересными интерпретациями, так это Антону Павловичу Чехову. В свое время «Свадьба» в Купаловском театре в постановке режиссера Владимира Панкова стала сенсацией Международного Чеховского театрального фестиваля в Москве и объездила полмира. Свои лучшие работы там исполнили народный артист СССР Геннадий Овсянников и звезда «Белых Рос», к сожалению, уже ушедший от нас актер Геннадий Гарбук. До последнего никто не верил, что купаловцы смогут освоить новый для себя и затейливый жанр саундрамы, в котором столь успешно работает Панков. Но они не только освоили, но и весь мир удивили своей раскрепощенностью, чувством внутренней свободы.
Премьера «Три сестры» в Драматическом театре Белорусской Армии в постановке режиссера Марины Дударевой стала «квестом по Чехову». Модное слово как никакое другое выразило общую режиссерскую концепцию постановки. В трагическим финале этих «Трех сестер» появляется надпись: «Игра окончена», как словно бы мы имеем дело не со спектаклем, а с модной компьютерной игрой. У премьерного спектакля уже складывается достойная фестивальная судьба.
Знаменитая семейная драма Сергея Найденова «Дети Ванюшина» в государственном молодежном театре Минска превратилась в драму из жизни «золотой молодежи». Не о ней ли пестрит сюжетами сегодня криминальная хроника на белорусских и российских каналах? Под легкомысленные песенки популярной британской группы Gorillaz мы наблюдаем распад отдельно взятой семьи. Герои пьесы носят современные офисные костюмы. Врезается в память острая работа актеров Александра Шарова и Дмитрия Богославского. Богославский, кстати, не только актер, но и успешный режиссер: в этом же молодежном театре он поставил спектакль «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова, удостоенной премии «Золотая маска» в минувшем году в номинации «Лучшая работа драматурга».
Безусловно, в глобальном смысле в белорусском театре произошла смена матрицы — изменился сам способ театрального мышления. Это можно не принимать, но не считаться с этим нельзя.
pepel@sb.by