Сначала мелиорация, потом реабилитация

В ноябре исполнился год, как Беларусь подписала Международную конвенцию ООН по борьбе с опустыниванием и деградацией земель.
В ноябре исполнился год, как Беларусь подписала Международную конвенцию ООН по борьбе с опустыниванием и деградацией земель. Наша страна занимает 207 тысяч квадратных километров. По последним данным, подвергшиеся эрозии земли составляют 19 процентов всей территории.

Земля - одна из главнейших наших ценностей. Как мы относимся к ней, как заботимся? Об этом наш разговор с заместителем начальника специализированной инспекции госконтроля по использованию и охране земель, лесов, недр, торфяного фонда Министерства природы и охраны окружающей среды Владимиром САВЧЕНКО.

- Владимир Васильевич, что означает наше присоединение к конвенции? Неужто дела так плохи?

- Природные проявления эрозии земли - водные, ветровые - нельзя назвать критическими. Я бы даже сказал, они незначительны. Другое дело - непродуманная хозяйственная, производственная деятельность человека. Увы, нашим землям именно человек нанес серьезный ущерб. 70 процентов всех радионуклидов, выброшенных чернобыльским взрывом, "накрыли" 1,3 млн. га белорусских сельхозугодий, 1,6 млн. га леса. Подобное химическое и радиационное загрязнение земель потребовало совершенно новых подходов к ведению сельского и лесного хозяйства. Перед нами стоит и другая проблема: в Беларуси на одного жителя приходится 0,58 га пахотных земель (испытывающих особенно большие техногенные нагрузки). Это в 1,5 - 2 раза выше, чем в большинстве европейских стран. Посему нам следует упорядочить сочетание природных и техногенных ландшафтов.

А теперь, пожалуй, о самом главном. Мы сегодня вынуждены ликвидировать печальные последствия широкомасштабной мелиорации 60 - 80-х годов прошлого столетия, проведенной без достаточного научного обоснования. Многие земли, как показало время, вообще нельзя было осушать. Ну а те, что осушены, требовали особых агротехнических приемов при возделывании сельхозкультур. Судите сами: торфяные почвы (дававшие в первые годы после мелиорирования высокие урожаи) в природе образуются со средней скоростью 1 мм в год. При сельхозиспользовании же они разрушались со скоростью 20 мм в год. В результате через несколько десятилетий разрушился торфяной слой, нарушился водный баланс. Многие мелиоративные системы пришли в негодность, а на поддержание их в рабочем состоянии нет средств. Общая площадь мелиорированных земель - 3,4 млн. га. На сегодняшний день деградировало 223 тыс. га торфяников. Что это значит? Появились почвы, где слой торфа либо разрушен полностью, либо составляет менее 30 см, на "дневную" поверхность стали выходить подстилающие породы - на белорусском Полесье это на 90 процентов пески. Чтобы процесс появления этих мини-пустынь не усугубился, чтобы не терзали наши поля ранневесенние и поздневесенние заморозки, не бушевали торфяные бури, не обрушивались зачастившие в наши края засухи, необходима экологическая реабилитация земель. Наше присоединение к конвенции - один из шагов на пути к сохранности белорусской земли.

- В чем суть конвенции?

- Основное обязательство, которое берут на себя страны, - разработка и последовательная реализация Национальной программы действия по охране и реабилитации земель. У нас всегда было много программ, отраслевых национальных стратегий, отвечающих задачам конвенции. Однако комплексного координирующего все направления действий документа до сих пор нет. К его разработке мы сейчас и приступаем.

- А что, пока пишется программа, ничего не делается?

- Почему же... В стране уже начаты работы по реабилитации выработанных торфяных месторождений. На выработанных торфяниках создаются водохранилища - это и Заславское, и Вилейское, Селец, Локтыши. На месторождениях "Скабин", "Узборье", "Яново", "Гуры" сажают лес. Только в 2002 году леса посажены на 16,2 тысячи га низкопродуктивных, исключенных из сельхозоборота земель. Ведется повторное заболачивание выработанных торфяных месторождений. Напомню: один гектар болота ежегодно выводит из атмосферы около 7 тонн углекислого газа, что равнозначно посадке 12 гектаров леса.

На истощенных землях успешно создаются луга, засеянные медоносными и лекарственными травами. В Пинском и Ганцевичском районах на поврежденных землях появились клюквенные и голубичные плантации. Правда, несмотря на договорные обязательства, отдельные землепользователи порой не готовы вкладывать деньги в реабилитацию использованных земель. Нам еще предстоит немало потрудиться, воспитывая моральную ответственность за землю, которая является национальным достоянием, я уж не говорю о неотвратимости юридической и экономической ответственности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter