В кинотеатрах Минска прошел фильм «До встречи с тобой»

Смерти вопреки

В кинотеатрах Минска прошел фильм «До встречи с тобой». Когда в зале погас свет, я настроилась на красивую драму про веру в жизнь и любовь. Свет включается — женская половина поправляет макияж. Подруга плачет от восторга. А я почти плачу от разочарования. Главный герой заказал эвтаназию. Его преследуют сюжеты из безоблачного прошлого. Судьбу в инвалидном кресле он не принимает. Любовь и забота не останавливают запаленный депрессией рассудок.

Жизнь_b.jpg

Несколько лет назад жюри Венецианского кинофестиваля потрясла работа «Море внутри». Немощный телом персонаж добивается права на медицинский суицид. И в финале прощается с обманувшей надежды жизнью, как пишут критики, «несломленным и счастливым». Картина получила «Золотого льва» и «Оскара». Премировали и киноленту «Малышка на миллион» на эту же тему.

Создатели таких фильмов убеждают зрителя в том, что эвтаназия — акт мужества. Скорее, плод больного духа. В жизни и искусстве столько примеров настоящей внутренней силы!

Однажды сложный трюк сбил с ног художника Александра Иванова. Клякса упала на его цветную жизнь: работу над картинами, номера художественной самодеятельности с женой, занятия музыкой и карате. Перелом позвоночника обездвижил. Иванов взял кисть в зубы. Сегодня его работы знают более чем в 50 странах. Он пишет картины и музыку. Рядом супруга и дети.

Саша был в чеченском плену пять лет. Два года его не кормили. Он крестился и ел катышки из глины, которая размокала под его слезами. Пленного постоянно избивали. Несколько раз пытались расстрелять. Эту историю своего подчиненного солдата подполковник Антоний Маньшин не раз рассказывал газетам. Как он это пережил? «Два года плакал так, что вся глина подо мной мокрая была. Смотрел на звездное чеченское небо в воронку зиндана и искал моего Спасителя. А дальше — я купаюсь в Его объятиях», — отвечает обычно Саша, переживший даже не животные условия. Сегодня у него семья. Вот он — несломленный и счастливый.

Невыносимые обстоятельства закаленного сложностями человека настраивают на выживание. 

Блокадник Ленинграда радовался черствой краюхе хлеба, а не оплакивал торт, обмазанный взбитым белком. Иосиф Марченко взял в жены инвалида войны белоруску Зинаиду Туснолобову. Герой Советского Союза санинструктор Туснолобова вынесла с поля боя на себе 128 раненых бойцов. Ее в феврале 1943-го никто не подхватил на спину. Получив тяжелое ранение на фронте, она потеряла руки и ноги. Пережила множество операций. Заново научилась ходить и держать особым образом карандаш, чтобы призывать бойцов в атаку. После войны стала заботливой женой и матерью.

Самоубийцы — сильные люди, полагают некоторые. Но сила и слабость — не те категории, которыми медики описывают суицид. Это однозначно психическое расстройство. Любое соматическое заболевание влияет на психику. Уже просто потому, что меняет привычную жизнь человека. В здравом уме не отказываются от жизни. Тот, кто пьет из рога изобилия, не умеет терпеть лишения. Депрессия достижений — болезнь нынешнего века — парализует дух.

Австрийский психиатр Виктор Франкл писал, что выжил в концлагере только благодаря смыслу, который увидел в своем страдании: «Выдержать можно любое, когда знаешь зачем».

Кто-то мне бросит: «Надо быть в шкуре страдальца, чтобы рассуждать о его страдании». Но переживания каждого уникальны. И даже лежачие не смогут войти в боль друг друга. Однажды в больнице увидела пациента, у которого двигались только глаза и губы. Он лежал в палате уже год после аварии. От него отказались родные. «И зачем так жить? — кряхтел больной на соседней койке. — Кому ты нужен?» Глаза Сергея улыбались: «Богу». Человек больше диагноза, а жизнь объемнее привычных утех и телодвижений.

Главврач больницы паллиативного ухода «Хоспис» Ольга Мычко рассказала, что тяжелее всего переносят страдания пациенты, которые ни во что не верят. Они привыкли все держать под контролем, а болезнь им не подчиняется. И есть те, кто использует оставшееся время, чтобы проститься и простить. Случаются и редкие чудеса. Врач знает пациентов, исцелившихся в терминальной стадии.

Нужно ли смотреть «До встречи с тобой»? Только как прививку от гедонизма. Лучше ходить на фильмы, прославляющие непознанную мощь человеческого духа: «Жизнь прекрасна», «Фрида», «Повесть о настоящем человеке». Эвтаназия ломает крылья. Искусство, прославляющее ее, тоже.

drug-olya@yandex.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter