Не то чтобы это было удивительным новшеством, о котором до сих пор никто не знал. В русском городе Харбине (даже если китайцы будут вам доказывать, что город на этом месте был до прихода русских, решивших сделать его ключевой точкой КВЖД, не верьте: у Харбина русские корни) торговля продукцией с «русским оттенком» давно идет бойко: продают хлеб, квас, шоколад, икру и матрешек. И если всех русских матрешек делают в Китае, а квас лишь весьма отдаленно напоминает известный нам напиток, то хлеб, шоколад и икра — аутентичные. Когда я пару лет назад была в Харбине, разговорилась с русским парнем по имени Алексей. Он пек здесь хлеб, любил экзотических девушек и был счастлив. Его бизнесу и сейчас ничего не угрожает: спрос на русскую экзотику не падает. Харбин, конечно, главный для этой экзотики город. В него едут со всей Поднебесной, а самолеты из Харбина пропахли колбасой — ни в каком другом китайском городе она так не пахнет. Для нас запах ох какой родной, для китайцев — ой какой экзотический.
Но теперь в игру вступили бизнесмены из Суйфэнхэ и Хэйхэ, которым срочно нужно менять направление. Это раньше здесь все было заточено под русских туристов, теперь их почти не стало, а навыки общения с русскоязычными (и знание русского языка, между прочим) остались. Так что теперь товары везут в противоположном направлении: из России в Китай. Импорт и экспорт поменялись местами. По данным Благовещенской таможни за январь–февраль этого года, объем вывезенной продукции в 28 раз превысил объем ввозимой. В Китай товаров ушло на 37,5 млн. долларов. Нам остается только жалеть, что Китай от нас далеко.
Китайские магазины, которые до самого недавнего времени ориентировались на русских туристов, сменили ориентацию и ассортимент: торгуют русской колбасой, русскими конфетами, амурским молоком и рыбой. Владельцы магазинов довольны: говорят, из–за разницы курса в России теперь покупать дешево, а продавать за юани — очень выгодно. К тому же в Китае сейчас велик спрос на экологически чистые продукты (или на то, что может ими убедительно представиться), а российские считаются именно такими (китайцы, которые имеют средства и могут себе позволить заботиться о здоровье, отечественным товарам как–то не слишком доверяют). В общем, в Хэйхэ появилась целая улица «русских товаров». Сгущенка, сайра, водка и даже мороженое — все с маркой «Сделано в России». Золото, бриллианты, меха, косметика. Основной покупатель — не только местный любитель экологически чистого амурского молока, но и турист. Нет, не русский, как вы могли подумать, а южнокитайский, для которого, например, Харбин с причудливой православной церковью и красивыми, явно «иностранными» домами и местные русские продукты — экзотика. Накупишь здесь всего, в самолет (тот самый, который пропах колбасой) — и через три–четыре часа дома, в той части Китая, которая никогда не знала (и никогда не узнает, если не побывает здесь), что такое снег. Китай, если не забыли, страна огромная и очень разнообразная. В Юньнани павлины со слонами, в Харбине и севернее — снег со льдом.
Предприимчивые владельцы магазинов в Хэйхэ и Суйфэнхэ охотно принимают заказы от постоянных покупателей: гарантируют доставку в течение суток понравившейся марки шоколада или молока. Идут дальше: открывают интернет–магазины и организовывают доставку по всему Китаю (а вдруг южнокитайским родственникам благовещенская колбаса пришлась сильно по вкусу?).
Российские предприятия (тот же Благовещенский молочный комбинат, например) и хотели бы открыть фирменные магазины на той стороне Амура, да, говорят, невозможно: власть поддерживает отечественного производителя. Так что китайский челнок, скупающий российские продукты, — это новая и неожиданная реальность.
sbchina@mail.ru
Советская Белоруссия № 74 (24704). Суббота, 18 апреля 2015