Смело... Но смешно!

Вчера в Минске стартовал Международный фестиваль театрального искусства "Панорама".
Вчера в Минске стартовал Международный фестиваль театрального искусства "Панорама". И это вслед "Тэатральнаму куфару-2004" - I Международному фестивалю студенческих театров, который завершил свою работу на прошлой неделе. Друзья, так жить нельзя: необходимо отдышаться и подвести итоги.

Первое, от души поздравляю организаторов "Тэатральнага куфара", поставивших фестиваль на ноги в рекордно короткие сроки. Буквально в июне режиссер народного театра БГУ "На балконе" Сергей Турбан делился со мной идеей о фестивале молодежных театров. А в октябре нате, пожалуйста, в нашу столицу на "Тэатральны куфар-2004" приезжают театры из Санкт-Петербурга, Англии, Швейцарии и неделю показывают здесь спектакли, о которых студенты будут говорить еще год. Английский театр "Field barn theatre" показал здесь спектакль "Пять снов городничего" по комедии Гоголя "Ревизор". На следующий день, рассказывают, в библиотеках БГУ выстроились очереди студентов, молящих выдать им классика. Думаю, молодежь ринулась перечитывать ее по двум причинам: первое - англичане играли спектакль на английском и кое-какие нюансы пьесы все-таки прошли мимо сознания. Второе - такого "Ревизора", - эротичного и скандального, Минск еще не видел. Примечание: этот спектакль в 2000 году в Англии поставил минчанин Сергей Куликовский. По приглашению "Куфара" англичане "вернули" нам нашего режиссера...

Впрочем, наша публика в своем мнении о режиссерских "штучках" Куликовского разошлась резко и кардинально. "Это неприлично", "это великолепно", "это современно", "Куликовский спустил классику в унитаз"... Сам режиссер признается, что в Европе спектакль принимали ровнее

: - Видимо, наш зритель не готов пока к буффонаде, фантасмагории и эклектике. А это, между прочим, ведущие направления в мировом искусстве. В спектакле заняты профессионалы, они все семейные люди. На премьеру в Англии приходили их родственники. Я помню, как мать Маргарет, которая играет Добчинского, после спектакля подошла ко мне со слезами на глазах и сказала: "Спасибо. Такой интересной свою дочь я не видела ни разу за 60 лет". Еще один нюанс. В Англии мы пригласили на премьеру пастора из протестантского округа, которому принадлежит театр. Он посмотрел спектакль, подошел ко мне после, помахал пальчиком у носа и сказал: "Смело... Но смешно!" Меня спрашивают, почему у вас жена и дочь городничего так сексуально озабочены? А вы внимательно читайте комедию. Хлестаков как пишет в своем письме: "У Городничего есть жена и дочь. Обе ничего себе и обе не прочь закрутить со мной интрижку и даже более..." Но у белорусских актеров ментальность другая, мы с трудом переходим на новые направления в искусстве. У белорусов скромная самооценка: мол, пусть в Москве или в Лондоне экспериментируют, а мы в сторонке пока постоим. Европейская публика все-таки приходит в театр понять режиссера, его идею: что он хотел сказать своим спектаклем? А наш зритель пока ходит на Гурченко или Чурикову, посмотреть, как они похорошели или подурнели за это время.

Более десяти тысяч зрителей принял за неделю "Тэатральны куфар-2004". На сайте www.univervseti.by до сих пор идет живое и трепетное обсуждение спектаклей фестиваля. Студенты тоскуют, что фестиваль закончился и им теперь целый год придется ждать такой нескучный театр.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter