Что стоит за дежурной фразой милиционеров "такая работа"?

Служба такая

Часто на вопросы журналистов о профессиональном риске, да и вообще о сложностях службы милиционеры скупо отвечают: «Такая работа». Что стоит за этой дежурной фразой, порой не знают даже близкие. Вот лишь несколько эпизодов, когда поступки говорят сами за себя.

Оршанский железнодорожный узел, 1996 год. Патрульные Геннадий Кармазинов и Сергей Пашкевич попросили двоих незнакомцев у камеры хранения предъявить паспорта. Один, явно кавказец, молчал. Другой, под два метра ростом, опустил руки в карманы пальто, будто искал документы... и вдруг выстрелил. Потом снова. Кармазинов упал, зажимая раны. Пашкевич кинулся к преступнику. Третьему выстрелу помешал выбежавший из дежурки линейного поста капитан Михаил Демьянов: «Бросай оружие!» Бандита прижали к стене, он выкрикивал: мол, всех взорву... Блеф это или реальная угроза, милиционеры не знали и стали заталкивать верзилу в дежурную часть, как вдруг подскочил второй, кавказец. В руках у него был пистолет. Воспользовавшись моментом, сообщник вырвался, дернул чеку откуда–то появившейся гранаты, замахнулся, собираясь бросить ее в сторону милиционеров, фельдшера станции, которая хотела помочь раненому Кармазинову. Его тоже бандит втащил в комнату к остальным, процедив: «Сдохнете вместе». Полетела граната. Короткая перестрелка. Взрыв.



Потери — один сотрудник убит, восемь человек ранены. Было бы больше, если бы не Демьянов. Падая, он на лету поймал летящую гранату, закрыв собою остальных. Медики спасли раненых. Поднятые по тревоге подразделения милиции оцепили район. Кавказец, он же ранее судимый Тахар Гороев, бросился к ближайшему дому, но на пороге от ран потерял сознание. Позже он умер в больнице. Его сообщник, тоже судимый, Сергей Малинов, отстреливаясь, забежал в частный дом, кинув хозяевам: «Убирайтесь!» Что мешало омоновцам враз покончить с преступником, тоже бросив гранату? Однако уподобляться зверью не стали. Рискуя жизнью, они пошли на штурм и задержали Малинова.

В тот день, 3 сентября 1984 года, в Рогачевский райотдел милиции сообщили: в Осиповичах бандиты скрылись в лесу, бросив в машине награбленное, коробку с патронами и свои документы. Так стало известно, что один из воров некто Комиссаров... Участковый Вячеслав Степанов тогда был в деревне Марусино. Вот дом, куда к матери переселилась судимая за тунеядство дочь. Надо бы ее проверить... Разговаривая с хозяевами, Степанов услышал чихание ребенка под кроватью. Нагнулся — и в этот миг к его голове приставили обрез. Сотрудник отступил, чтобы достать пистолет, но был оглушен... Бандиты долго уговаривали связанного участкового вывезти их из оцепления мимо милицейских постов. редлагали деньги, избивали, угрожали убить. Но милиционер на сделку с совестью не пошел. Тогда они вывели Вячеслава из дома, расстреляли в упор и, привязав тело к коляске, столкнули мотоцикл в глубокую «копанку»... Потом в кармане Степанова его коллеги найдут пачку «Беломорканала», на которой прочтут два слова: «Комиссаров убил». Это последнее, что успел сообщить об убийце участковый. Преступников задержали на Витебщине.


Оперативники не дадут соврать: взять карманного вора с поличным ой как непросто. Незаменимым специалистом в этом деле считалась бывшая сотрудница минского угрозыска Елена Стрельская, которая за 22 года в розыске поймала более 630 преступников. «Как–то в ГУМе вела карманника, — вспоминает сыщица. — Дождалась удобного момента и взяла его с чужим кошельком. Что удивило: когда он сопротивлялся, ни один человек не помог мне, так и тащила вора вдоль людского коридора. На лестнице попытался выпрыгнуть в окно. Не вышло, и парень стал меня душить. Как я вырвалась, как доволокла его куда следует, уже и не вспомню. Задержанный был во всесоюзном розыске... На Комаровском рынке с опером Леней Зезюльчиком догоняли еще одного. На ходу он выбросил кошелек. Людей много, тесно. И я понимаю: если сейчас не прыгну, то «щипач» уйдет. И я прыгнула, ухватив его за спортивные штаны, случайно стянув их вместе с... трусами. Мужик падает, я — на него, Леня — на меня. Так и поймали».


Фото  Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

Однажды Елена Александровна устроилась якобы продавцом в промтоварный магазин, когда там начались кражи: «Так вычислила двух цыганок, кражи прекратились. Раньше мы часто, скажем так, вживались в разные образы. Был у нас и реквизит: усы, бороды, парики, чемоданы, когда изображали приезжих, пассажиров. А так приносили кто что мог. Допустим, веду я вора, и чтоб не примелькаться, то красную косыночку надену, то синюю, плащик другой или очки нацеплю. С коллегами мне очень повезло, поддержку, понимание и заботу чувствовала постоянно. И никакого хамства. А вот совмещать службу с тем, что я все же женщина и жена, которой нужно готовить хотя бы ужин и бегать по магазинам, было непросто. Но справились, спасибо мужу. Помню, когда я в отставку пошла, он даже зааплодировал: мол, ну наконец, теперь заживем».

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 42 (24924). Пятница, 4 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter