О спасении культурных ценностей службой контролеров-искусствоведов

Служба спасения ценностей

В 1980 году в Советском Союзе была создана служба, занимающаяся экспертизой произведений искусства...


В 1980 году в Советском Союзе была создана служба, занимающаяся экспертизой вывозимых из страны произведений искусства. Тогда же группа искусствоведов–контролеров организована и в приграничном Гродно. С тех пор благодаря работе профессиональных экспертов сотни старинных книг, художественных изделий, картин кисти прославленных мастеров и тысячи древних икон остались в музеях Беларуси.

Сокровища в чемодане

Каждое десятилетие — словно историческая эпоха. Непритязательные восьмидесятые, лихие девяностые и рыночные нулевые... Все они оставили свой отпечаток в памяти экспертов от искусства.

Первые годы работы были довольно спокойными. Люди за границу выезжали в основном проверенные. Те же, собственно, и въезжали назад. По статистике того времени, провозом художественных ценностей грешили в основном иностранцы. Впрочем, их в поезде Ленинград — Варшава — Берлин, следующем через Гродно, было немного. Туристы и дипломаты предпочитали пользоваться воздушным транспортом. Тем не менее начальник службы искусствоведов по контролю за вывозом произведений искусства за границу при управлении культуры Гродненского облисполкома Марина Загидулина вспоминает, как в начале 80–х здесь был задержан сотрудник одного из иностранных посольств с полным чемоданом старинных икон:

— Вообще–то досматривать дипломатический багаж не принято. Но компетентные органы в то время работали на очень высоком уровне. Они знали все о предстоящем провозе икон и передали информацию в Гродно. Настаивавшие на обязательном досмотре пограничники могли быть на сто процентов уверены в том, что не оконфузятся.

Самой памятной находкой советского периода стало прижизненное издание сборника Максима Богдановича «Вянок». Увозивший его за границу житель Польши переправлял к себе домой наследство матери — жительницы Гродно. То, что книга должна остаться в стране, стало для него неприятной неожиданностью.

Испытание вольницей

По–настоящему жаркие дни для службы искусствоведов настали в 90–х. Это время отметилось не только развалом СССР, но и буйным ростом разного рода коммерческих структур, работавших под девизом: «Все на продажу». Наряду с обычными матрешками и шапками–ушанками за границу плотным потоком пошли медали, ордена, иконы, картины, другие ценные и старинные вещи, которые можно было спрятать за обшивкой поезда или в ворохе вещей.

Марина Загидулина вспоминает: в те годы задержания художественных ценностей происходили практически каждый день. Икон было столько, что в помещении, где работали эксперты, образа приходилось сваливать прямо на пол между столами:
— Чтобы подойти к рабочему столу, нужно было переступать через груды икон, литых крестов и складней. Признаюсь, в тот момент они даже не воспринимались как ценные произведения искусства.

Самое памятное задержание того периода пришлось на май 1992 года. Информация о крупной контрабанде поступила, как обычно, от компетентных органов. Историк таможенной службы Виктор Саяпин лично принимал участие в задержании нечистой на руку проводницы вагона Рига — Берлин. Свои впечатления он описывает в книге «Таможенная служба: борьба с контрабандой»: «...старинные фарфоровые вазы, хрусталь начала — середины XIX века, старинные русские ордена и медали, золотой портсигар с именным вензелем императора Николая II, золотые часы с бриллиантовыми осколками, рисунки русских передвижников, картины XVIII века, ценнейшие старинные книги... На заполнение документов по данному делу мною было затрачено более 12 часов».

Ведущие искусствоведы Беларуси и России проводили оценку и экспертизу задержанных произведений искусства. Два рисунка были опознаны как диптих «Крым» кисти Ивана Айвазовского. Небольшой зимний этюд оказался «Масленицей» Бориса Кустодиева. А в куске потрескавшейся фанеры с аляповатыми фигурами, который изымавшие его таможенники поначалу и не восприняли как что–то ценное, эксперты узнали картину «Мужчина с лопатой» Казимира Малевича. Сейчас все эти художественные ценности хранятся в Гродненском историко–археологическом музее.



Легенда умирает на границе

Среди ценностей музея отдельное место занимает известная картина «Проба вина» кисти любимого художника Адольфа Гитлера Эдуарда Грютцнера. Если верить воспоминаниям современников фюрера, тот везде, где только мог, скупал произведения Грютцнера. Гитлер пребывал в уверенности, что этот живописец — второй Рембрандт, и рано или поздно цены на его картины взлетят до небывалых высот. «Проба вина» — одно из ранних произведений художника, любителя изображать монахов, вкушающих мирские радости.

Полотно было конфисковано в 1987 году у жительницы ФРГ, которая пробовала вывезти его по подложной декларации. Более полугода в переписке с Гродненской таможней незадачливая мошенница умоляла отдать ей картину. Взамен она предлагала целую коллекцию рисунков русских художников: Серова, Кустодиева, Орловского, Брюллова и Волошина. Несмотря на ее усилия, яркое полотно с ироничным подтекстом осталось в Гродно.

Еще больше спасенных экспонатов хранится в Гродненском музее истории религии. Главная хранительница фондов этого учреждения Анна Лясковская подсчитала, что за время существования службы искусствоведов по контролю за вывозом произведений искусства за границу сюда поступило около 750 предметов: иконы, медные кресты и литые образки, среди которых немало редчайших экспонатов.

— Мы без труда определяем время создания образов, их названия, стиль. Но узнать, откуда они были вывезены, не можем, — констатирует Анна Лясковская. — Возможно, какие–то из них считались чудотворными и собирали паломников из разных уголков России и близлежащих стран. Мы об этом не знаем. На границе вещи теряют свою легенду.

Обратный билет

Искусствоведы утверждают: эпоха повального вывоза произведений искусства за границу прошла.

Сейчас уже иностранцы ввозят к нам старые комоды своих бабушек и коллекции фарфоровых кукол в надежде найти достойного покупателя. Они заинтересованы в том, чтобы антикварные вещи были обозначены в таможенной декларации как бросовое старье. От этого зависит сумма пошлины, взимаемой на границе. Задача экспертов–искусствоведов — как можно быстрее определить, что же на самом деле ввозится в страну: не стоящий внимания копеечный хлам или изделие известного мастера стоимостью в сотни тысяч долларов.

К слову, в январе этого года на пункте пропуска «Брузги» был задержан делец, пытавшийся тайком ввезти в нашу страну целый набор художественных ценностей. От живописи фламандской школы до африканских статуэток. Искусствоведы оценили, что реальная стоимость вещей на порядок выше указанной в декларации.

Недавно в Гродно стало известно о ликвидации группы искусствоведов. Мол, предстоящее 25–процентное сокращение государственного аппарата диктует необходимость избавиться от «лишних» отделов. Заместитель начальника управления культуры Гродненского облисполкома Елена Климович решила прояснить ситуацию:

— Действительно, служба искусствоведов при управлении культуры Гродненского облисполкома прекратит свое существование уже в следующем месяце. Но все специалисты будут трудоустроены в Гродненском историко–археологическом музее с сохранением всех исполняемых ими функций.

Пока сложно предугадать, как впишутся таможенные эксперты от искусства в музейный коллектив. Большого энтузиазма от этого не испытывают ни сами искусствоведы, ни принимающая их организация. Но время, как обычно, все расставит по местам.

Советская Белоруссия №108 (24245). Пятница, 14 июня 2013 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter