Слушания о жизни и смерти

На создание предпосылок к отмене смертной казни в европейских государствах ушло 35 лет.
На создание предпосылок к отмене смертной казни в европейских государствах ушло 35 лет. Сегодня Совет Европы выдвигает Беларуси требование последовать своему примеру.

О долгом пути стран Старого континента к гуманизму во вступительном слове к парламентским слушаниям напомнил вице-спикер Палаты представителей Владимир Коноплев. По теме, сложнее которой нет в сфере права, перед депутатами высказались руководители опорных структур государства. Их доклады, как и последовавшая затем дискуссия самих законодателей, дали более чем обильный материал для размышлений о том, где же надлежит поставить запятую во фразе "Казнить нельзя помиловать".

Проблема сама по себе из числа необъятных. Она вынесена в Овальный зал в тот период, когда среди юристов, депутатов, законодателей превалирует разнообразие мнений - и нет единого. А между тем упрямые факты доказывают, что в новейшей истории суверенное государство неуклонно и последовательно двигалось по направлению, обозначенному указателем "Помилование".

Часть 3 статьи 24 действующей Конституции рассматривает смертную казнь как исключительную меру наказания за особо тяжкие преступления и прямо предусматривает возможность ее отмены.

В 1997 году в Уголовный кодекс введено пожизненное заключение - как альтернатива "расстрельным" нормам. Альтернатива, понятно, сохранена в новой редакции УК 1999 года.

Старый, союзный еще, кодекс содержал 26 составов преступлений, которые могли караться казнью. Сегодня в национальном законодательстве их только 14.

Сокращен круг лиц, по отношению к которым возможно применение высшей меры, из него исключены несовершеннолетние, беременные, вообще женщины, престарелые.

Судебная практика последнего периода в комментариях не нуждается: если в былые годы выносилось по 40 и более смертных приговоров, то в 2001-м - всего 7. Их вытеснили приговоры к пожизненному лишению свободы.

Вот сколько шагов - прочь от указателя с надписью "Казнить" - сделало молодое государство. Европе кажется, что мало? Или медленно - всего-то за каких-то 6 лет? При наших реальных условиях переходной экономики и вообще смены вех, мировоззрений и устоев?

Трудно принять упреки просвещенных стран. Если судить объективно, то нельзя не признать, как много пройдено - именно в том направлении, в котором движется цивилизованный мир.

Другое дело, что скорость движения не может быть выше, чем она есть. Да, консультативный совет власти с народом на референдуме 1996 года дал результат: 80,4 процента избирателей высказались за сохранение смертной казни. Но из чего мы тогда выбирали? Или казнь - или 15 лет заключения (самый на тот момент длительный срок) наиболее жестоким убийцам. А если сегодня людей поставить перед дилеммой: смерть преступнику - или тюрьма пожизненно?

Мы еще не знаем окончательного ответа. И наше законное право его осмыслить и выстрадать.

Итогом слушаний в Овальном зале стал ряд конкретных рекомендаций, касающихся законодательства, правоохранения, пенитенциарной системы, судебной практики и так далее. Депутаты считают, что и в прессе стоит провести широкую дискуссию по проблеме "быть или не быть смертной казни в Беларуси".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter