В Сербии состоялись внеочередные парламентские выборы

Сложный выбор Сербии

В минувшее воскресенье в Сербии состоялись внеочередные парламентские выборы. По графику выборы в сербскую Скупщину должны были состояться в 2018 году, однако их было решено провести досрочно. По мнению премьер-министра страны А.Вучича, это необходимо для того, чтобы завершить комплекс мер по интеграции Сербии в Евросоюз, не отвлекаясь на внутриполитические кампании.

Фото novayagazeta-ug.ru

Сербия является парламентской республикой. Премьер-министра и состав правительства утверждает Скупщина, и именно в руках главы правительства концентрируются реальные властные полномочия — президент является преимущественно представительской фигурой. Поэтому расстановка сил в парламенте определяет всю конфигурацию власти.

Итоги парламентских выборов, по сути, подтвердили позиции правящей Прогрессивной партии. Она лидирует с большим отрывом, набрав более 48% голосов. На втором месте оказались социалисты с 11%, на третьем — националистическая Радикальная партия Воислава Шешеля, которая получила около 8% голосов избирателей. Помимо этого в Скупщину прошел еще ряд партий и движений, которые сумели преодолеть пятипроцентный барьер.

Таким образом, действующий премьер-министр Александр Вучич, скорее всего, сохранит свой пост, а значит, каких-либо серьезных изменений в политическом курсе Сербии ожидать не следует.

Прогрессивная партия пытается балансировать патриотическую и националистическую риторику с евроинтеграционными устремлениями. Партия была основана нынешним президентом страны Т.Николичем после его ухода из Радикальной партии В.Шешеля. Она стала играть на том же электоральном поле, что и националисты Шешеля, но благодаря более умеренной позиции ей удалось привлечь и часть проевропейского электората.

Такая линия оказалась удачной как лично для Николича, так и для партии в целом. Т.Николич стал президентом в 2012 году, сменив на этом посту Бориса Тадича, имевшего репутацию прозападного политика. При Тадиче произошел ряд болезненных для Сербии внешнеполитических событий: окончательный «развод» с Черногорией, а также провозглашение независимости Косово и его признание большинством ведущих стран ЕС. Поэтому политический маятник закономерно качнулся в сторону более «патриотических» политиков, в роли которых и выступили Николич и Прогрессивная партия.

Прогрессивной партии, казалось бы, удалось невозможное: продолжая курс на европейскую интеграцию, восстановить дружеские отношения с Россией (при Тадиче российско-сербские отношения были сведены к минимуму), которая остается для Сербии альтернативным полюсом геополитического притяжения и важнейшим торгово-экономическим партнером.

Однако поддерживать такой сбалансированный курс Сербии, видимо, будет все труднее. События вокруг Украины, обострившие отношения между Россией и евроатлантическими структурами, фактически поставили сербов перед необходимостью одностороннего геополитического выбора. 

Отношение к европейским устремлениям элит внутри Сербии также неоднозначное. Общество расколото практически пополам, половина сербов по-прежнему не поддерживает курс на интеграцию в ЕС. Все еще свежи в памяти бомбардировки НАТО, зримым напоминанием о которых остаются руины министерства обороны Югославии в центре Белграда, а также крайне болезненный для сербского национального сознания способ разрешения косовской проблемы, навязываемый ЕС.

И в то же время альтернативы европейской интеграции у Сербии, по сути, нет. ЕС сегодня единственная реальная сила, доминирующая на Балканах как экономически, так и политически. ЕС и НАТО так или иначе обеспечивают хрупкий мир в регионе, не давая разгореться вновь многим межэтническим конфликтам и противоречиям, хотя то, как они это делают, и вызывает отторжение у многих сербов. В этих обстоятельствах Сербия попросту не может позволить себе открытую фронду в отношениях с Европой.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter