Источник: Знамя юности
Знамя юности

Свидетели и свидетельства: заглянули в фонды Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства

Сложи и сохрани

Нотные рукописи именитых композиторов и афиши нашумевших спектаклей. Личные дневники звезд белорусской сцены и редкие фотоснимки. Корреспонденты «Знаменки» заглянули в место, где десятилетия нашей истории можно изучить по документам, которые далеко не всегда найдешь в интернете. Ведь все они из семейных архивов известных деятелей прошлого и настоящего.

Богатый архив Марка Шнейдермана передала в БГАМЛИ его вдова

В Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства хранят экспонаты, аналогов которым просто нет. При этом фонды БГАМЛИ доступны не только ученым, но и всем, кто интересуется жизнью и творчеством людей, олицетворяющих собой белорусскую культуру. Попасть сюда на экскурсию просто: достаточно позвонить и записаться. Нашим проводником в мир звезд и легенд стала заместитель директора БГАМЛИ Елена Макаренко, благодаря которой мы посмотрели на жизнь замечательных людей через артефакты их славного прошлого.

Письмо Марка Шагала Юделю Пэну

Известный факт: Шагал никогда не забывал своего первого учителя, хотя они были очень разными. После отъезда Марка Шагала в Париж Юдель Пэн поддерживал с ним переписку вплоть до самой своей смерти. Более того, существует даже красивая легенда. Якобы узнав о том, что Пэна не стало, Шагал сказал, что больше его с родиной ничто не связывает… То, что художники действительно были друг другу дороги и близки, подтверждает и оригинальное письмо Марка Шагала, хранящееся в БГАМЛИ. Елена Александровна обращает внимание:

– Мы обнаружили его в вещах искусствоведа Сендера Палееса. В 1960-х архив ученого нам передала вдова Песя Абрамовна. Фонд Палееса содержит ценнейшую рукописную картотеку по истории архитектуры, искусства и ремесел. Письмо художника было обнаружено при разборе документов внутри картотеки.

Личные вещи семьи Максима Богдановича

Самый молодой классик белорусской литературы прожил всего 25 лет. Поэтому личных вещей поэта сохранилось немного, да и те в основном заняли место в постоянной экспозиции Литературного музея Максима Богдановича. БГАМЛИ, впрочем, тоже есть чем похвастаться. Здесь находятся документы из обширного семейного архива Богдановичей. Часть артефактов передала музейщикам Августа Ивановна – вдова Павла Адамовича Богдановича, сводного брата Максима. Интересно, что привез их в Минск из Ярославля в конце 1960-х известный поэт Алесь Бачило. В 1973 году фонд пополнила коллекция библиографа и исследователя творчества Богдановича Нины Ватаци, а чуть позже сотрудники архива-музея съездили в командировку в Ярославль и вернулись оттуда с документами от Виктора Николаевича Кузнецова, сына того самого Павла Богдановича. Елена Александровна рассказывает:

Часть вещей большой семьи Богдановичей

– Всего у нас хранится более 200 дел и почти 40 музейных экспонатов. Это предметы домашнего обихода (столовые приборы, посуда, шкатулки), личные вещи Адама Егоровича (отца Максима), братьев Павла и Льва. Последнему, например, принадлежат очки, трубка, очень красивые запонки. Особый интерес представляет семейный альбом Богдановичей – настоящая лента модной хроники тех лет!

Зарисовки к сериям «Цирк» и «Клоуны» Бориса Малкина

Блестящий график, живописец и театральный художник Борис Малкин получил известность в культурных кругах задолго до начала Великой Отечественной. В первые дни войны ушел добровольцем на фронт – не мог по-другому. Но даже в военно-полевых условиях, будучи в первую очередь художником, Малкин успевал делать наброски и небольшие этюды. Часть из них находится в коллекции Национального художественного музея. Другие жанровые картины, натюрморты, пейзажи, а также эскизы декораций можно увидеть в БГАМЛИ. 

Одна из работ серии «Цирк» Бориса Малкина

– Как сценограф, Малкин оформил огромное количество спектаклей в Купаловском театре, театре им. Якуба Коласа в Витебске и Русском театре в Минске (сегодня это драмтеатр им.  М. Горького). В Купаловском Малкин познакомился со знаменитой Верой Полло, будущей народной артисткой, которая вскоре стала его женой. Картины и эскизы художника попали к нам в 1977 году благодаря их дочери Лидии.

Дирижерская палочка Марка Шнейдермана

Совсем недавно мы отмечали 125-летие со дня рождения дирижера, композитора, педагога Марка Шнейдермана. Личная переписка, произведения для симфонического оркестра, афиши концертов и даже творческая характеристика композитора, написанная Дмитрием Шостаковичем и Арамом Хачатуряном, – чего в фондах БГАМЛИ только нет! Вдова дирижера Зоя Лазарева рассталась даже с дирижерской палочкой мэтра. Елена Макаренко дополняет:

– Всего в фонде 17 музейных предметов. Кроме палочки имеется ваза, ордена, медали, значки, нагрудные знаки… Их Зоя Антоновна передала нам через три года после смерти мужа, в 1984 году.

Альбом семьи Снитко (с самой старой фотографией в БГАМЛИ)

Вместе с Еленой Александровной листаем альбом Екатерины Жиркевич – родной сестры Андрея Снитко, белорусского археолога, этнографа, краеведа, одного из организаторов минского церковно-археологического музея. И вот он, тот самый снимок! На нем неизвестным фотографом запечатлен Александр Туманов, крестный отец Екатерины. Здесь же находится дарственная надпись родителям девушки и дата – 25.11.1865 г.

Сегодня такие альбомы – редкость

– Соответственно, фотография была сделана или в 1865 году, или даже раньше. Допускаю, что это не только самый старый снимок в нашем архиве, но и один из самых старых во всей Беларуси. Альбом мы получили вместе с документами Веры Нижанковской, дочки Андрея Константиновича Снитко. Она и сама была деятелем культуры, краеведом, а еще – первой женой Бронислава Тарашкевича. К слову, семейный архив поступил к нам относительно недавно, в 2002 и 2009 годах, от ее дочери Ирины.

Раскадровки для фильмов Виталия Четверикова

Еще один юбиляр этого года – народный артист БССР Виталий Четвериков, 90-летие со дня рождения которого мы будем отмечать 16 августа. Основная часть четвериковского фонда – фотографии со съемок и кинопроб, рабочие моменты (в том числе раскадровки сцен будущих кинокартин), а также различные значки и знаки (в частности «Заслужаны дзеяч мастацтваў БССР» и «Народны артыст БССР»). Все это поступило в архив от вдовы Жанетты Петровны. Что интересно, любовью к кинематографу Виталий Павлович в свое время заразил не только сына Игоря, известного белорусского режиссера. Творческую династию продолжил и сын Игоря Дмитрий, который в прошлом году стал студентом факультета экранных искусств Белорусской государственной академии искусств.

Раскадровки помогают режиссеру визуально представить сцены из будущего фильма

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter