Словами хору не поможешь

Руководитель хора мальчиков при академии музыки Владимир Глушаков утверждает, что на сегодняшний день условия музыкального воспитания молодого поколения вызывают у него серьезную тревогу...

Педагог нашего участника «Евровидения» Юры Демидовича, руководитель хора мальчиков при академии музыки Владимир Глушаков утверждает, что на сегодняшний день условия музыкального воспитания молодого поколения вызывают у него серьезную тревогу.


— Зачем нужно хоровое пение вообще и детское хоровое пение в частности? Ведь сейчас у ребенка существует масса возможностей прослушать любую мелодию где угодно: на мобильном телефоне, на диске, в конце концов, «скачать» из интернета. Да и петь караоке не составит труда: даже текст заучивать не надо, потому как он высвечивается на экране. А занятия хором мешают учебе и отнимают время у развлечений. Однако не все так просто: у хора глубокие корни, основанные на церковном и народном пении, идущем из глубин веков. К тому же петь можно везде и всегда. Это — самое демократичное и доступное из всех видов искусства, которым могут заниматься все без исключения.


— У вас есть какая–то особая методика?


— На сегодняшний день существует система образования венгерского композитора Золтана Кодая, благодаря которой Венгрия занимает одно из ведущих мест по хоровому пению. У нас проблемой музыкального воспитания занимался Дмитрий Кабалевский: он разработал систему приобщения детей к музыке, в основе которой лежат песня, танец и марш. Эта система позволяет найти подход к каждому ребенку, а я уверен в том, что всякий малыш многогранен и у любого есть те или иные способности, пусть даже и не сразу выявляемые. Другое дело, что сейчас некому их раскрывать. В свое время вместе со всем сомнительным, что существовало в советском государстве, мы отбросили и хорошее, включая кружки при дворцах пионеров и домах культуры. В России сейчас спохватились и стали срочно это исправлять: много проводится детских конкурсов, возрождается фестивальное движение, активно работают молодежные фонды и выделяются деньги из госбюджета. У нас — пока нет.


— Стоит ли так драматизировать ситуацию, когда ежегодно наши дети доказывают на всевозможных конкурсах состоятельность своего музыкального образования?


— Музыкально Минск действительно развивался до начала 90–х: в год осуществлялось по две оперные и балетные постановки, включая и постановки по произведениям наших композиторов. Причем какие это были постановки — всесоюзного уровня! Взять хотя бы «Тиль Уленшпигель» Евгения Глебова! А на сегодняшний день я вынужден признать, что наша музыкальная жизнь находится в состоянии глубокого диминуэндо. Какие осуществляются премьеры в оперном театре? Какие мастера выходят из его стен? Да и настораживает наша тенденция рваться за цифрами побед, слегка перехваливать собственные достижения и скрывать или затушевывать то, что не слишком удается. Скажем, сегодня у нас есть немало замечательных композиторов, но нет ни одной белорусской премьеры! А почему?.. Последняя наша опера, которая заявила о себе, — «Дзiкае паляванне караля Стаха» Владимира Солтана — была поставлена где–то в 90–х. Дальше: у нас совершенно нет музыки для кино. Собственно, и кино тоже практически нет. Уходят великие хоровые дирижеры. Да что там великие: каждый год академия музыки выпускает по 20 хоровых дирижеров, а куда они исчезают? Да и количество хоров неуклонно уменьшается!


— Вы считаете, что проблему нужно решать на государственном уровне?


— И школьное, и внешкольное музыкальное образование, конечно же, должно поддерживаться на уровне государства. Уверен, что нам ни при каких условиях нельзя утратить тот потенциал, который уже существует сегодня.


Елена МИНЧУКОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter