Словакия помнит и чтит

Посол Словакии в Беларуси вручил нашим ветеранам памятные медали

Посол этой страны в Беларуси Мариан Серватка вручил нашим ветеранам памятные медали

Они собрались в Доме дружбы в Минске по случаю волнующему и, в определенной мере, неожиданному. Просто не думали, что каждый из них через столько лет после окончания войны получит любезное приглашение Чрезвычайного и Полномочного посла Словацкой Республики в Беларуси Мариана Серватки прибыть на торжественную церемонию. А суть ее в том, что белорусским ветеранам вручались памятные медали за участие в борьбе против фашизма и за освобождение Родины в годы Второй мировой войны. Очень тронуло бывших фронтовиков столь теплое внимание руководства Словакии, тем более что приятное событие в их жизни произошло в год 65-летия нашей Великой Победы.

Рассказывает Михаил Самонов, председатель Республиканского комитета ветеранов войны:

— К нам обратился посол Словацкой Республики Мариан Серватка с просьбой разыскать в Беларуси бывших фронтовиков, участвовавших в боях с гитлеровскими захватчиками за освобождение Словакии. Правительство этой страны решило наградить их памятными медалями. Разумеется, мы охотно отозвались на такую просьбу. Разыскали 14 участников боев за Словакию. Да каких! Среди них – четыре Героя Советского Союза: артиллеристы Александр Барданов, Николай Горбанев, летчик Николай Зайцев, танкист Иван Миренков. Еще – бывший кавалерист, генерал в отставке Вадим Садовниченко. Все они проживают в Минске. А в Могилеве – полковник в отставке, бывший артиллерист Петр Осмоловский…

…Тепло и душевно приветствовал посол Мариан Серватка наших ветеранов. Он подчеркнул особое значение побед Красной армии в освобождении его Родины, роль известного словацкого восстания. Поблагодарил бывших фронтовиков за их мужество и героизм, выразил радость от встречи с ними в эти дни, пожелал им здоровья, бодрости духа, оптимизма, благополучия в жизни. По самому тону выступления, даже по выражению лица господина посла, по мягкой и волнующей проникновенности его речи чувствовалось, что говорит не только дипломат. В его словах – и личное восприятие гражданина Словакии тех далеких событий, и оценка всего, что происходило в непростое для его Родины время, и, конечно же, понятное человеческое волнение от общения с бывшими фронтовиками.

На помощь восставшим

Можно понять посла, ведь события, связанные с освобождением его Родины, полны и драматизма, и героизма, и трагизма. В 1944 году в Словакии нарастала антифашистская борьба. Летом этого же года туда пришли многие советские партизанские группы, отряды и бригады. Они пополнились местными жителями или слились со словацкими партизанами.

Все вместе они вскоре начали проводить крупные операции против фашистов. Затем к партизанам присоединились части регулярной словацкой армии. К концу месяца вся Средняя Словакия и северные районы Восточной Словакии фактически находились под контролем партизан. В освобожденных городах и населенных пунктах выходили из подполья национальные комитеты и брали власть в свои руки. Политическим центром восстания стал город Банска-Бистрица.

Гитлер не хотел смириться с такой ситуацией и 29 августа оккупировал Словакию. Ее народ ответил на это массовой вооруженной борьбой, но силы были неравные. Восставшие оказались в исключительно сложных условиях. Каждый день они теряли своих бойцов.        

Красная армия: удар на Дуклю

Кто мог помочь тогда восставшим? Разумеется, только Красная армия. 2 сентября ставка Верховного Главнокомандующего приказала провести наступательную операцию на стыке 1-го и 4-го Украинских фронтов. Цель ее заключалась в том, чтобы ударом из района Кросно на Дуклю и далее на Прешов выйти в Словакию и соединиться с повстанцами. Отметим важный момент: тогдашняя стратегическая обстановка на советско-германском фронте вовсе не вызывала необходимости этого трудного наступления. Тем не менее Красная армия, верная своему интернациональному долгу, показала пример боевых действий, проведенных исключительно в интересах поддержки народных масс, восставших против оккупантов и их приспешников.

8 сентября на рассвете наши войска перешли в наступление. У гитлеровцев была мощная оборона, ощутимый перевес в танках, сопротивлялись они умело и упорно, стремясь любой ценой преградить наступавшим путь в Словакию и Трансильванию.

Наше командование усилило войска двумя танковыми корпусами. Советские и чехословацкие воины сражались с исключительным мужеством и героизмом.
6 октября Чехословацкий армейский корпус, овладев вместе с советскими войсками, казалось бы, неприступным Дукельским перевалом, вступил на родную землю.

Братство по оружию

Тяжелейшие кровопролитные бои шли до конца октября. Противник был опытный и сильный, умел обороняться в горах. Советские и чехословацкие войска добились серьезных тактических успехов, но прорваться и объединиться с повстанцами не смогли. Наступление в глубь Словакии было связано с огромными трудностями, пришлось преодолевать горную цепь Восточных Бескид высотой до 820 метров. А наши войска не имели опыта ведения боевых действий в горах. У наших было мало танков, непосредственной поддержки пехоты. Местность не позволяла ввести в дело крупные бронетанковые силы. К тому же намечавшийся удар двух словацких дивизий, который очень бы помог советским войскам, не состоялся.

Свыше 90 тысяч человек убитыми и ранеными потеряли советские войска в напряженных, длившихся более двух месяцев, боях. Потери Чехословацкого корпуса – до 6500 бойцов. Но эти жертвы были принесены не зря. Боевые действия в Словакии и на Дукле вынудили гитлеровцев направить сюда значительные силы, что способствовало успехам Красной армии в Закарпатье и отчасти в Венгрии. А советские и чехословацкие воины высоко продемонстрировали братство по оружию в борьбе с общим врагом.

«Столько лет прошло, а помнится»

Вспоминают непосредственные участники тех событий, удостоенные словацкой награды.

Николай Горбанев:

— Сначала я был артиллеристом, а в боях за Словакию – танкистом. Тяжелые были сражения, что тут говорить. Но мы хорошо понимали: идем на помощь словацким братьям, и никто за нас это не сделает. Потому и громили беспощадно врага. Словаки видели, что нам приходилось преодолевать, сколько гибло за их родную землю наших славных ребят. Благодарность их была безграничной, столько лет прошло, а помнится.

К сожалению, Николай Кузьмич сам не смог прибыть на торжественную церемонию. Медаль получила его дочь Валентина Николаевна. «Мне было приятно, и я горжусь своим отцом, — говорит она. — Дома сразу же передала ему награду, он очень растрогался».

Гостинец от словацкой девушки

Вадим Садовниченко:

— При освобождении Словакии я воевал в рядах 30-й многих боевых орденов кавалерийской дивизии. Она входила в состав 4-го гвардейского кавалерийского корпуса, которым командовал легендарный будущий дважды Герой Советского Союза Исса Плиев. (Кстати, конно-механизированный корпус И. Плиева участвовал и в операции «Багратион». — М.Ш.).Что запомнилось? К сожалению, большие наши потери. В тех боях в нашей дивизии погибло три командира полка. Тяжелейшее наступление, сложная местность, форсирование рек, горы...

Но зато как встречали нас словаки! Это были свои люди, открытые сердца, радость и слезы на лицах, объятия, поцелуи. От души угощали нас всем, что имели. Случился даже такой курьез. Наш полк быстро продвигался в сторону Банска-Бистрицы. Стоял несколько дней в одном горном населенном пункте, так как не мог идти дальше, ибо значительно оторвался от наших основных сил. И вот однажды наши видят: идет молоденькая словацкая девушка с узелком в руке. Разумеется, как и положено, ее задержали и привели в штаб полка. Замначальника штаба по разведке старший лейтенант Мельников спрашивает, кто она, откуда, куда идет. Не допрашивает, а ласково, тактично выясняет. Девушка растерялась, даже испугалась. Наконец признается, что несет одному нашему лейтенанту гостинец из дома, продукты и еще кое-что. Наши от души смеются: молодец девушка, что так заботится о советском офицере, а может, даже и влюбилась в него…

Свою силу, мужество и благородство продемонстрировали советские воины в странах Европы, спасая их от фашистского ига. В том числе и в Словакии, которая помнит и чтит нашего солдата до сих пор.

На снимке: во время вручения наград, посол Мариан Серватка - четвертый слева.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter