Послесловие к минскому визиту Жерара Депардье

Слон в уютной лавке

Чеховский фестиваль в Москве в этом году закончился во французском стиле: парижский театр «Одеон» на сцене театра им. Моссовета пять вечеров подряд показывал комедию «Ложные признания» с участием звезды мирового кино Изабель Юппер. Остается кусать локти. Каждое появление Юппер на театральной сцене моментально становится топовым событием в культурной жизни Франции. Увидеть звезду картин «Мадам Бовари» и «Пианистка» мчатся фермеры из всех предместий Парижа. А площадь перед театром художники устилают целым морем цветов. По крайней мере, хочется в это верить.

Любопытно, что европейские звезды кино, кто бы как высоко ни взлетал, не только не отрываются от коллектива, но и считают своим долгом хотя бы иногда в качестве деликатеса появляться на театральной сцене. Тем самым они доказывают, что профессия у них в руках, заводить зал они не разучились, мышей и прочую живность исправно ловят.

Знаменитый актер Жерар Депардье прилетал в Минск пока без спектакля. Хотя уже давно жизнь самого Жерара — большой и нескончаемый моноспектакль, за которым крайне любопытно наблюдать. Иной раз складывается впечатление, что мировые СМИ хотят видеть его только в одной роли — неуемного и темпераментного «инфант террибля», который, как Робин Бобин из сказки, съедает на завтрак теленка, прилавок вместе с мясником и пять колоколен. А еще в придачу города, аэропорты, мотоциклы и хорошеньких стюардесс, запивая это все собственным вином. То, что актер создал свою империю на голом таланте лицедея, не имея богатых родственников из породы знатной аристократии, как–то упускается из виду. И ничего ни у кого не украл. Ну может быть, по молодости пару бриллиантов с чужих могил. Да и то это только слухи. Сегодняшний миллионер Депардье родился в бедной семье и не был любимым ребенком. Как свидетельствуют биографы, от недостатка любви у него даже начались проблемы с речью. Свою империю он отнюдь не получил в наследство и, когда появляется очередной пасквиль, думаю, вполне может воскликнуть: «Другие, что ли, не калымят али не выпивают? Или все так с крылышками и ходят?» Или грозно спросить, как актер Велюров: «А кто не пьет? Назови!»

Легко стать звездой экрана, как актриса Леа Сейду из скандальной картины «Жизнь Адель», где две школьницы ухлестывали друг за дружкой. Потому что за хрупкими плечами — дед–киномагнат Мишель Сейду, продюсировавший еще «Утомленных солнцем». А когда ты не отличаешь Вольтера от Мольера и торгуешь краденым топливом с авиабазы — метить в звезды экрана как минимум легкомысленно. И Депардье слишком долго шел к роскоши, чтобы еще платить за нее несусветный налог. Потому и отказался от французского гражданства, и путешествует теперь по хлебосольным краям, доводя до белого каления рафинированных интеллектуалов: вот же слон в посудной лавке! А он улыбается во все тридцать два зуба, не понимая, чего ему стыдиться, принимает нескончаемые караваи и заучивает фразы на незнакомых языках. На постсоветском пространстве его любят с давних времен, с тех пор как на экраны вышли комедии «Невезучие», «Беглецы», «Папаши». И если бы в теперешнем турне к нему присоединился давний партнер Пьер Ришар, это бы произвело незабываемый фурор.

Жаль, что в последнее время актера в кино больше используют как свадебного генерала или некий французский сувенир. Наверное, на съемочной площадке в какой–то момент ему стало неинтересно, гораздо занятнее реальная жизнь. Кстати, все чаще актер обращается в сторону театра. В 2014 году, например, играл в Париже в постановке «Любовные письма» вместе со звездой картины «Мужчина и женщина» Анук Эме. Ни одного спектакля, кстати, не сорвал. Отыграл безупречно на зависть всем. А до этого в 2004–м вместе с Фанни Ардан, дуэт с которой остался в людской памяти еще со времен триллера Франсуа Трюффо «Соседка», выходил на сцену в постановке «Зверь в джунглях».

Выходит Депардье на сцену редко, но метко. Для театрального Парижа, который ценит актера за талант, это всегда событие. Если уж Беларусь ему так пришлась по душе, было бы неплохо, если бы титан украсил своим присутствием одну из программ международного фестиваля «Теарт». Даже если актер просто поставит кровать на сцене и будет спать, поглядеть на французскую диковину, уверен, придут все.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 141 (24771). Вторник, 28 июля 2015


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter