Слон в бутике

Ассортимент одежды даже столичных универмагов, на 80 процентов состоящий из продукции отечественных предприятий, своей скудостью у поклонника модных обновок зачастую вызывает уныние.
Ассортимент одежды даже столичных универмагов, на 80 процентов состоящий из продукции отечественных предприятий, своей скудостью у поклонника модных обновок зачастую вызывает уныние. Что уж говорить о райцентрах, где покупка даже простого костюма порой превращается в проблему. И если до выравнивания курса доллара продукция отечественного легпрома отличалась выгодной дешевизной, то теперь утеряни этот козырь.

Но вот парадокс: работы белорусских модельеров год за годом отмечаются на международных салонах. В августе, например, представленные на берлинском подиуме фрагменты авторских коллекций наших дизайнеров получили высокую оценку европейских коллег. Стало быть, на поприще модного бизнеса и мы не лыком шиты. Однако в массовое производство эксклюзивные изделия внедряются слабо: от одежды "прет-а-порте" до фабричного производства - дистанция, как говорится, достаточно огромная...

Что предлагает, к примеру, европейская женская мода? Бизнес-костюм в полоску: широкие, сидящие низко на бедрах брюки и жакеты - укороченные, приталенные либо прямые, как бы "с чужого плеча". Очень стильное "зимнее" сочетание юбок - с косыми подрезами, клиньями или асимметрией - с пушистыми белыми, розовыми джемперами. Второе рождение переживают костюмчики в стиле "шанель": маленькие жакетики с отложными манжетами на рукавах и узкие юбочки с разрезами. На пике моды - коричневый цвет в сочетании с темно-фиолетовым и темно-красным. Из тканей - деним, кружева, вельвет, бархат. Как же учитывают эти тенденции наши производственники?

По словам главного инженера могилевской швейной фирмы "Вяснянка" Натальи Берговиной, сейчас моду диктует покупатель. Одно дело - выставочные тенденции и совсем другое - рыночный спрос. Не может сегодня предприятие ориентироваться только на классику, когда рынок требует и авангард, и модели в романтическом стиле. Кроме того, не последнее значение имеет и цена продукции. Эксклюзивный супермодный костюм по карману немногим. Его можно купить в бутиках. А массовый товар должен быть доступным для большинства. Отсюда - выбор соответствующих тканей и фурнитуры.

Действительно, мода в Беларуси - удовольствие дорогое и пока, к сожалению, не слишком благодарное. По словам художественного руководителя Белорусского центра моды Эльвиры Жвиковой, создание эксклюзивной коллекции из 100 моделей обходится более чем в 20 тысяч долларов. Окупить же эти затраты практически невозможно. Поэтому создаются подобные изделия нечасто, в основном ради поддержания международного имиджа белорусского дизайна. Хотя существует он, можно сказать, отдельно от производства. Раньше Белорусский центр моды, являющийся своеобразным мозговым центром швейной промышленности, снабжал ее пакетами лекал и разработками. Отчасти поэтому советские граждане были одеты почти одинаково, как в униформу. Ныне предприятиям, работающим на давальческом сырье и выполняющим заказы иностранных фирм, тратить деньги на закупку коллекции просто незачем.

Кроме того, сегодня практически каждая фабрика имеет в штате художника-модельера. Солигорская "Купалинка", например, использует разработки своего экспериментального цеха. Ежегодно, по словам начальника отдела маркетинга предприятия Виталия Русакова, выпускается около сотни новинок. И востребованность их на рынке зависит не столько от соответствия моде, сколько от менталитета покупателя. К примеру, в Литве ходовыми считаются изделия приглушенной цветовой гаммы, тогда как у нас в чести более броская и яркая одежда. Все это учитывается предприятием при освоении новых моделей в производстве.

Белорусский центр моды, скажем, ориентируется больше на традиционный дамский костюм. Но если года 3 - 4 назад подобная одежда уходила "с колес", то теперь со сбытом проблемы. Для потребителя, получающего обилие информации из Интернета и модных журналов, одного качества уже недостаточно. Нужно идти в ногу со временем, но сообразно доходам. Чтобы увеличить продажи, Белорусский центр моды в ближайшее время собирается открыть бутик стильной одежды. По словам Эльвиры Жвиковой, модницы будут довольны. Но плюс не только в этом. Ростки конкуренции заставят и других шевелиться. Тогда, может, одеваться от "Вяснянкi" или "Мастры" будет не менее престижно, чем от "Версаче" или "Эскады".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter