Слияние и поглощение

Интернет — главный продюсер и коллективный критик наших дней...

Кажется, совсем недавно видел в теленовостях сюжет, как экскаваторы на Красной площади сгружают пиратские музыкальные и видеодиски в заранее приготовленные контейнеры и победоносно отвозят их на свалку. Все происходило под вспышки фотокамер, с трансляцией в прямом телеэфире, с концертом социально активных поп– и рок–звезд. Все на борьбу с пиратами! И не было большей печали у шоу–бизнеса, чем контрафактная продукция.


На какое–то время борьба с ней вообще стала идеей фикс: уничтожим подпольное производство пиратских дисков, дадим по рукам зарвавшимся воришкам, освоившим компьютерные технологии чуть шире школьной программы, и наступит «эра милосердия», настоящий «золотой век», когда каждая нота и каждый кинокадр будут оплачены.


Но поделать с «пиратской чумой» ничего не могли. Почти все 90–е годы продюсеры подсчитывали убытки. Артисты, тщетно взывая к разуму публики, слезно призывали покупать лицензионную продукцию, которая уже тогда стоила в 3 — 4 раза дороже, чем нелицензионный товар.


Кто мог предположить, что развитие интернета перевернет все с ног на голову. Теперь музыканты сами бесплатно вывешивают свои новые альбомы в сеть, практически любая кинопродукция доступна для «скачивания». Интернет — главный продюсер и коллективный критик наших дней. Этот коллективный разум регулирует рынок, не дает вешать лапшу на уши простому зрители или слушателю, а иногда просто помогает в продвижении продукта, в коммерческом потенциале которого сомневались. Тому продукту, которому по какой–либо причине было отказано в доступе на Олимп.


Петр Налич, Николай Воронов (автор песни «Белая стрекоза любви»), «мистер Трололо» Эдуард Хиль, «растрепанный ангел» Сьюзен Бойл — какая колоритная компания! Их трудно представить вместе в одном концерте, но объединяет их одно: каждый получил свою «минуту славы» благодаря «всемирной паутине». Получил и обрел надежду: о ком–то вспомнили после тридцатилетнего забвения, кто–то выступил на «Евровидении», кто–то из домохозяйки превратился в миллионера. Было ли это возможным при отсутствии сегодняшнего молниеносного обмена информацией? Вряд ли. Можно только представить, через какие тернии пришлось бы пройти этим людям, не вписывающимся на первый взгляд в понятие «популярный артист».


Никому не известные проекты вмиг становятся популярными после утечки в сеть. За 24 часа распространилась по сайтам пиратская копия фильма «Чернила». И для создателей все изменилось: подскочили продажи лицензионных носителей, количество запросов, касающихся фильма, выросли в тысячи раз. И за такую рекламу никто не платил. Автор, не рассчитывавший на такое внимание, оказался в центре зрительской любви. «Давай еще!» — вторят ему юзеры. Есть и оборотная сторона. Пользователи могут, что называется, «закопать» проект. Вспомните, как «перебили», словно в азартной карточной игре, рекламный бюджет блокбастера «Утомленные солнцем. Предстояние» ироничные фотоколлажи? Может, и были они сделаны на грани хорошего вкуса, но свое дело сделали: кино в прокате провалилось.


Глядя на то, как никому не известные аутсайдеры становятся популярными, как в один миг выстраиваются профессиональные карьеры, наши звезды потянулись к своим «мышкам». И это скорее побочный продукт процесса. Артисты стремятся засветиться, «сливая» по 4 раза на дню домашнее видео в интернет, допуская сторонних наблюдателей на кухню и в спальню. Вместо сентенции — я мыслю, значит, я существую — появилась другая: я пиарюсь, значит, я существую.


Лучше все–таки показывать не видео с домашней вечеринки, а свою продукцию. Весь цвет российского рок–н–ролла осваивает новую забаву — ресурс Kroogi.com, где можно выложить свою музыку бесплатно. Так уже поступила группа «Аквариум» с написанным в 1987 году, но неиздававшимся альбомом «Наша Жизнь с Точки Зрения Деревьев». Его можно «скачать» на сайте, «заплатив столько, сколько каждый сочтет возможным и справедливым», как там написано. Не хочешь — не плати. Также бесплатно выложила свой альбом Manifest наша группа «Ляпис Трубецкой», чем привела в замешательство многих коллег.


Мир превращается в одну глобальную «деревню». На том конце полушария утром написали хит, вечером он уже звучит у вас в наушниках. Что ни утро — новый брэнд, что ни вечер — новый тренд, новая «фишка».


Воротилы шоу–бизнеса — эти скупые рыцари печального образа, гобсеки «черного» нала — с ужасом взирают на происходящее. Ведь для того чтобы заработать сегодня, уже не получится «втюхать», надо прежде всего заинтересовать. Чтобы зритель–слушатель, увидевший–услышавший в сети твой продукт, захотел приобрести его в качественном формате: купить DVD или СD в красивой обложке в подарок родным или прийти на живой концерт с друзьями.


Не в этом ли главная заслуга произошедшего развенчания многолетнего диктата звукозаписывающих лейблов и продюсерских корпораций? В эпоху, когда каждый сам себе продюсер, надобность в коллективном разуме отпадает.


Мнение экспертов


— К различным пиратам и бесплатному «скачиванию» нашей музыки из интернета я и мои коллеги относимся спокойно, — резюмирует известный музыкант Лявон Вольский. — Но ситуацию, безусловно, нужно приводить к цивилизованным нормам. Музыка, песни не должны распространяться бесплатно. Это же хлеб музыкантов, они с этого живут. Заплатите хотя бы доллар, потом слушайте... Вы эту проблему буквально с языка сняли: мы скоро запускаем сайт группы «Крамбамбуля» и там выложим 3 наши новые песни.


— Бесплатно?


— Нет, уже небесплатно. Если хочешь «скачать» композицию в хорошем качестве — придется заплатить, не хочешь — качество будет хуже. Посмотрим на реакцию...


— Платить за музыку в интернете не в психологии наших людей?


— Возможно, но пришло время взрослеть. К сожалению, у нас нет какого–то единого музыкального ресурса, как, например Кroogi.com, который мог бы объединить музыкантов и поспособствовать решению этой проблемы, выработать общую схему.


— Нужно или нет выкладывать свою музыку в интернет — вопрос спорный, — подключается к дискуссии певица Искуи Абалян. — Во многих странах это происходит все–таки с защитой авторских прав и выплатой гонорара. Западные звезды живут с продаж альбомов, мы — наоборот. Пока не объездишь все дома культуры, ничего, извините, не заработаешь.


Пожалуй, наши музыканты понимают, что сегодня другого, более эффективного и быстрого способа популяризировать свое творчество нет. Интернет занимает лидирующее место среди медиаресурсов. К тому же не забывайте, что не все могут попасть на радио, в телевизионный эфир, а интернет всегда доступен... Но, как мне кажется, любой труд должен быть оплачен. Пусть плата будет меньше, чем в магазине... Верю, что рано или поздно музыканты начнут получать дивиденды не только за свои сольные выступления, но и за альбомы.


— Вы выкладываете свою музыку в сеть?


— Специально — нет. Когда меня спрашивают: «Где можно «скачать» вашу песню?» — я отвечаю, что этим не занимаюсь. Я просто работаю, вот сейчас готовим к выходу второй альбом. Но если бы кто–нибудь занялся созданием музыкального сайта, где можно было бы представить свои новые композиции, продумал цивилизованную форму оплаты, я бы это с удовольствием сделала.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter