Следы на паркете

Вслед за экстремально–экспериментальным «Дахам» Дворец искусства великодушно приютил в своих залах и NAVINKI, минский международный форум перформеров — единственный в своем роде...

Вслед за экстремально–экспериментальным «Дахам» Дворец искусства великодушно приютил в своих залах и NAVINKI, минский международный форум перформеров — единственный в своем роде. Других таких в Восточной Европе нет: чтобы ежегодно 12 лет подряд презентовать искусство, которое едва ли когда–нибудь станет популярным, — нужно быть или фанатиком, или большим романтиком. Ни арт–рынку, ни шоу–бизнесу наш перформанс особенно не интересен — все


12 лет NAVINKI существуют на средства художников, с энтузиазмом пропагандирующих свое сиюминутное искусство в узком кругу арт–критиков и почти случайной публики. Увы, с самого первого фестиваля, прошедшего у стен известного лечебного заведения под девизом «Свободу воображению» (отсюда и название — NAVINKI), почти ничего не изменилось...


Еще 7 лет назад организаторы попытались переломить ситуацию: устроили серию открытых лекций в Музее современного изобразительного искусства. А вчера даже организовали бесплатный транспорт для всех желающих провести финальный день фестиваля в компании перформеров на озере Вяча...


Фестиваль NAVINKI давно включен во всемирную сеть фестивалей перформанса IAPAO (www.iapao.net),


но до сих пор остается фактически в андерграунде. В нынешнем году поделиться своими психологическими опытами друг с другом и гостями форума собрались 27 перформеров из Беларуси, Швеции, Австрии, Финляндии, Норвегии и Германии. Но большого любопытства у публики это событие не вызвало...


Возможно, потому, что в последние годы перформанс стал чуть ли не обязательным пунктом в программе почти всех минских вернисажей современного искусства и успел порядком поднадоесть. К тому же эпатировать сегодняшнего зрителя все сложнее, представление становится обычным явлением уже не искусства, а повседневной жизни — на сцене, в рекламе, на телеэкране... Наблюдать, как философ Александр Сарна прилюдно уничтожает компьютер, конечно, любопытно, но протест против техники, которую так и не включили в розетку, выглядит малоубедительным. А предложение Дмитрия Майбороды вступить в «Партию прозы» и провести с ним сеанс одновременного написания литературного эссе на заданную тему вызвало некоторый интерес у гостей фестиваля. Но результат совместного творчества получился забавным — и только... Участники форума оставляли на полу Дворца искусства мокрые следы, жгли огонь, прикладывали к спинам бумажные крылья — каждый из зрителей был волен самостоятельно интерпретировать все увиденное, однако лично мне все это показалось хоть и поэтичным, но таким несовременным... Тем не менее намерения у организаторов фестиваля NAVINKI самые серьезные: форум останется ежегодным, сохраняя свой международный статус, даже если по–прежнему будет существовать на частные пожертвования. И эта позиция вызывает уважение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter