Славно, когда деньги водятся!

Похоже, что некоторым нашим купюрам мелкого номинала осталось жить совсем недолго.
Похоже, что некоторым нашим купюрам мелкого номинала осталось жить совсем недолго. Вслед за "зайчиками" и прочим денежным зверьем в историю отправятся банкноты с изображением здания Национальной академии наук, Троицкого предместья и, возможно, Национальной библиотеки. Соответствующие предложения Нацбанка в Минэкономики получили в понедельник. Теперь у главного экономического ведомства есть месяц на то, чтобы окончательно определить судьбу рублей, пятерок и десяток.

Необходимость расставания с мелкими купюрами назрела не сегодня. Народ уже давно перестал считать рублевые купюры деньгами. То, что в магазине расчеты ведутся с погрешностью плюс-минус несколько рублей, никого не удивляет и не возмущает. Не велика потеря. Между тем и экономической целесообразности производства мелких купюр нет. По словам начальника управления информации Нацбанка Анатолия Дроздова, затраты на изготовление намного превышают их номинал. В среднем одна банкнота стоит около 5 - 6 центов. При таком раскладе экономическая целесообразность изготовления даже "соток" остается под вопросом.

Впрочем, причина вывода из обращения купюр не только в этом. Коль люди перестали интересоваться мелкими деньгами, значит, они перестали таковыми быть. Их существование просто утратило смысл, а наличие лишь рождает неудобства. Правда, Нацбанк и Минэкономики какое-то время не могли определиться с тем, кто должен выступить инициатором вывода из обращения купюр. Понятно, что эта чисто техническая работа имеет одну весьма пикантную деталь. Объявление нецелесообразности обращения мелких дензнаков - то же самое, что и публичное признание все еще устойчивых девальвационных процессов. Тем не менее Нацбанк на себя эту ответственность взял, за что стоит отдать ему должное.

Логичный вопрос: а не похоже ли нынешнее прощание с мелкими купюрами на первый звонок о грядущей деноминации? "Вряд ли сегодня это целесообразно", - говорит Анатолий Дроздов. Тому есть несколько причин, главная из которых - возможное введение российского рубля в качестве единого платежного средства союза Беларуси и России. Затраты на проведение деноминации, изготовление новых денег просто лишены всякого смысла, если новые банкноты проживут от силы немногим больше года. А вот к введению банкнот более крупного номинала Нацбанк готов. Правда, пока такого распоряжения не поступало. Да и острой необходимости, по словам Анатолия Дроздова, в этом нет. Самая большая белорусская "деньга" в 20 тысяч рублей эквивалентна почти 11 долларам. И этого вполне достаточно, чтобы кошельки соотечественников не пухли от переизбытка малоценных купюр.

Что касается избавления от мелких денег, то его должно предварять округление цен. В ближайшее время Минэкономики определит механизм этой процедуры. Далее мелочь будет изыматься постепенно. Анатолий Дроздов говорит, что, как правило, для этого устанавливается годичный срок. В течение этого времени рубли, пятерки и десятки будут без проблем приниматься банками и магазинами, не возвращаясь снова в оборот.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter