Сладкие плоды посредничества

Решить полюбовно хозяйственный спор поможет посредничество

В коммерческих делах посредники — зачастую лишнее звено, которое тем не менее надо оплачивать. Отсюда и негативное к ним отношение. Куда более благодарная роль у посредников при разрешении разного рода конфликтов и споров. Посредничество в международном праве — одно из средств мирного разрешения споров между государствами.  Процедура посредничества может быть как внесудебной, так и судебной. Все мы в повседневной жизни, сталкиваясь с определенными трудностями и конфликтами, чаще всего пытаемся решать вопросы мирным путем, так сказать полюбовно. Вместе с тем  в белорусском законодательстве в рамках Хозяйственного процессуального кодекса предусмотрена возможность разрешить спор «миром» на той стадии, когда дело уже находится в суде. С середины прошлого года в Хозяйственном суде Брестской области стала применяться эта новая форма разрешения экономических споров между субъектами хозяйствования. В этой связи корреспондент «Р» взял интервью у председателя Хозяйственного суда Брестской области Сергея КУЛАКА (на снимке).

— Сергей Мефодьевич, назовите основные преимущества процедуры посредничества?

  Прежде всего, это добровольное волеизъявление спорящих сторон. Стороны сами могут выбрать посредника, который поможет разрешить возникшие разногласия. Плюс ко всему это и  конфиденциальность процедуры.  Она выражается в неразглашении  сторонами и посредником сведений, ставших известными в ходе данной процедуры. Еще одно преимущество — экономичность. Нет необходимости собирать и предоставлять доказательства, вызывать и опрашивать свидетелей, проводить экспертизы. Кроме того, при заключении соглашения из бюджета возвращается 50 % уплаченной государственной пошлины.

Важным является и тот факт, что заключенное  соглашение утверждается судом и обеспечивается принудительным исполнением.

  Когда и как вы начали применять посредническую процедуру? Какие задачи при этом пришлось решать?

— Первые переговорные процедуры в хозяйственном суде прошли в июле прошлого года, а с сентября институт посредничества стал применяться  на постоянной основе.

Безусловно, на первом этапе внедрения данной процедуры  большое внимание необходимо было уделять пропаганде и популяризации посредничества. В  связи с чем соответствующие разъяснительные статьи, публикации были размещены в областных и районных газетах, в Интернете. Разработано письмо-рекомендация, в котором указаны сущность и преимущества процедуры посредничества, а также примерная форма ходатайства о назначении посредника. Оно направляется сторонам вместе с определением о возбуждении производства по делу.  

Внедрена новая форма работы, направленная на увеличение количества споров, урегулированных в порядке посредничества. Она заключается в предварительном просмотре исковых заявлений с целью внесения предложений о возможном назначении посредника по возникшему спору. В суде разработаны правила проведения процедуры посредничества, которые также распространяются среди посетителей суда.

  Каковы первые результаты в посреднической миссии суда?

— Хозяйственным судом открыта процедура посредничества по 130 делам. По 80 делам заключены соглашения, по 26  — не заключены, 24 дела в настоящее время находятся в производстве.

Посредниками в суде назначены начальник управления обеспечения работы суда Юлия Епифанцева  и начальник отдела судебной практики Валентин Миселюк. Они внесли определенную лепту в  то, чтобы первый блин не оказался комом.

Конечно же, поначалу приходилось больше убеждать стороны в том, что им лучше  перейти в процедуру посредничества. Ведь все новое воспринимается зачастую нашими гражданами  с опасением и недоверием.

Вместе с тем практика показывает, что те представители сторон, которые участвовали в процедуре  посредничества ранее, с большим желанием соглашаются перейти в примирительную процедуру уже по иным делам. Отрадно, что имеют место случаи, когда в самом исковом заявлении содержится ходатайство о назначении процедуры посредничества.

— И при этом не возникает никаких проблем и сложностей?

  Наша основная задача на данном этапе — нарабатывать опыт проведения процедуры посредничества. Более 100 проведенных посреднических процедур позволяют мне говорить о том, что такой опыт уже есть. В то же время возникает  и  большое количество спорных вопросов и разногласий.

Практика показала, что в большинстве случаев посредничество завершается заключением соглашения по расчетным делам. Основным мотивом заключения такого соглашения является возврат из бюджета 50 % уплаченной государственной пошлины плательщику.  Такие соглашения могут и должны иметь место, поскольку сторона, заключив соглашение по стандартному расчетному делу, в последующем будет заинтересована перейти в процедуру посредничества по более сложным категориям дел.

Кстати, такие соглашения уже состоялись. Например, в рамках одной посреднической процедуры заключены соглашения по двум делам, по которым, возможно, необходимо было бы назначать судебную экспертизу. Кроме того, в связи с заключенными соглашениями у сторон отпала необходимость обращаться в суд еще с двумя исками. Именно такие примеры свидетельствуют об оперативности и процессуальной экономии процедуры посредничества как для суда, так и для сторон.

Важной функцией процедуры посредничества является также сохранение между сторонами деловых и партнерских отношений. Истец, обращаясь с исковым заявлением в суд, как правило, не находит контакта  со второй стороной (ответчиком) и надеется разрешить возникшую ситуацию только путем вынесения судебного решения. Вместе с тем именно на этой стадии (когда дело находится в суде) в процедуре посредничества у сторон появляется альтернативная возможность разрешить конфликтную ситуацию мирным путем и в последующем возобновить с ответчиком по делу партнерские отношения.

В нашей практике есть и такие примеры. Так, одна из брестских организаций обратилась в суд о взыскании с другой организации задолженности в размере более 60 миллионов рублей. Перейдя в процедуру посредничества, стороны заключили договор поставки товаров на указанную сумму долга, в связи с чем истец отказался от иска.

К сожалению, имеются и злоупотребления сторон. Порой  процедура посредничества используется ответчиком исключительно в целях затягивания судебного разбирательства. В таких случаях именно посредник должен вовремя выявить злоупотребления.

— Первые шаги в применении новой процедуры судом сделаны. Что дальше?

— Необходимо разработать ряд мер, которые позволят освободить судей от вынесения большого количества судебных постановлений. По расчетным делам судье иногда проще вынести решение, чем назначать процедуру посредничества.

Считаю, что соглашение об урегулировании спора в порядке посредничества должно быть шире понятия «мировое соглашение».

Важным является вопрос о том, на какой стадии стороны могут перейти в процедуру посредничества. В настоящее время судья назначает процедуру посредничества до окончания подготовительного судебного заседания вплоть до удаления в совещательную комнату. Вместе с тем стороны зачастую заявляют такое ходатайство до начала  и непосредственно в ходе судебного заседания.

Еще одна трудность, с которой мы столкнулись при проведении посредничества, — это непонимание юрисконсультами, адвокатами и лицензиатами сущности этой процедуры. Для них основная задача заключается в  том, чтобы отстоять свою правовую позицию по делу. Они не  задумываются о тех преимуществах, которые можно извлечь в процедуре посредничества.

Конечно же, 6 статей главы 17 ХПК Республики Беларусь недостаточно для того, чтобы в полной мере использовать процедуру посредничества для разрешения хозяйственных споров. На заседании Президиума Высшего Хозяйственного Суда следует обобщить имеющуюся практику, утвердить методические рекомендации и правила по проведению процедуры посредничества. В последующем, возможно, понадобится внести изменения и в главу 17 ХПК. Сама жизнь подталкивает к этому.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter