Сладкие пейзажи с горьким кофе

В 1974 году Анатолий Варавва повез первые группы путешественников в Несвиж. До того маршрута "к Радзивиллам" не существовало...

В 1974 году Анатолий Варавва повез первые группы путешественников в Несвиж. До того маршрута "к Радзивиллам" не существовало. Не было такой точки на туристической карте страны. С тех пор гид продолжает искать неезженые тропы. Осваивать новые маршруты, оказывается, - сизифов труд. Пейзажи сохранились в глубинке изумительные. Но если их украшают романтические руины, то спрос на них, как ни странно, невысок.


А когда в дороге негде перекусить, приходится вовсе несладко. И все-таки "сладкие пейзажи", как говорит Анатолий Георгиевич, стоят того, чтобы к ним стремиться. Ведь лето на кону - пора путешествовать!


- Трудно поверить, неужели еще не так давно Несвиж был непаханой целиной?


- Я расскажу, как это было. Около Несвижа есть турбаза "Высокий берег". Люди отдыхали там по три недели. И так как рядом не было значительных достопримечательностей, то отдыхающих возили в Несвиж. Вся экскурсия строилась на Якубе Коласе. Потому что турбаза находится в родных местах поэта. В Несвиже все комментировалось исключительно цитатами песняра: "Замак хмуры, замак грозны" и т.п. Акцента на архитектуре, истории рода Радзивиллов никто не делал. Миноблсовет по туризму и экскурсиям решил, что пора заканчивать с этим примитивизмом. Известный гид Тамара Лемеш разработала новый маршрут по Несвижу и поручила мне заняться его, как сказали бы сегодня, продвижением. Мне тогда было 26 лет, я только окончил курсы экскурсоводов, начинал работать в Минском городском бюро путешествий и экскурсий.


- Вы возили экскурсии в Несвиж, когда посещение костела не очень-то приветствовалось, а замок был занят санаторием. Сейчас, когда памятники зодчества доступны, проще стало работать?


- Для удобств туриста там до сих пор ничего не создано. Первый узел проблем: кафе в ратуше не справляется с потоком посетителей, не успевают тарелки убирать. Уровень остальных пунктов общепита оставляет желать лучшего. Второй узел: стоянку для транспорта отнесли за озеро. То место за костелом, где раньше останавливались экскурсионные автобусы, заняли карусели. И никто на них, естественно, не катается. Третья проблема: кому-то пришло в голову поставить девушку с кассовым аппаратом на входе в парк. Как и кому объяснить, что парк является вместе с замком единым комплексом? С какой стати с туристов берется плата? Кассир тоже несчастная: весь день выслушивает в свой адрес потоки ругательств. Четвертый вопрос: что происходит внутри замка, как там идут восстановительные работы? Это тайна для всех. Кроме того, в уже отреставрированных залах - сплошь муляжи. И люди это чувствуют. На середине осмотра экспозиции вдруг недоуменно вопрошают: "А у вас здесь есть подлинные вещи?"


- А где же взять подлинники?


- В окрестностях Августовского канала есть усадебный комплекс - в Свяцке. Там сохранился дворец Воловичей, внутри уцелела оригинальная отделка интерьеров. Но здание пустует. А это ведь конфетка!


- Неужели никто этой красоты не видит?


- Есть молодые, как принято говорить, "заточенные" люди, которые соберутся компанией из трех-четырех человек, возьмут походное снаряжение и вояжируют по заброшенным усадьбам. Но даже до восстановленных усадеб порой тяжело добраться. Например, до костюшковской Меречевщины нужно ехать дизелем из Барановичей до Ивацевичей, потом какую-то попутку ловить. Причем нет гарантии, что к вечеру оттуда выберешься.


- И тем не менее рядом с усадьбой Костюшко находятся популярные развалины коссовского дворца Пусловских. Значит, аура романтичных руин по-прежнему манит туристов?


- Я заметил тенденцию: все чаще у старых стен останавливаются дорогие машины. Прослышав о том, что сюда каждый год наведываются дипломаты, министры, следом едут даже "растопыренные". Это по их понятиям круто: "Вот мой дружбан Вася там был, Вася рассказывал, что там музей и все такое". Теперь там только один-два туристских автобуса встретишь, остальные - частные машины. Приезжают, конечно, и семьями. Но все дело в том, что в Коссово уже идет реставрация, окультуривание - начало массового потока туристов к объектам.


- Значит, нужно срочно восстанавливать усадьбы и к ним устремятся туристы?


- Их нужно поднимать, чтобы показать усадебную культуру. Сегодняшние владельцы коттеджных усадебных домов лишены культурного запаса, они деньги какие-то получили и начинают лепить по собственным представлениям невесть что. Человек, который строил усадьбу в XVIII, XIX веке, имел не только деньги, но и был носителем определенных ценностей и традиций, он не смешивал ренессанс с классицизмом, как у нас сейчас бывает. Смотришь на коттедж и о владельце все понятно: ему даже архитекторы не помогли, не объяснили, что так строить некрасиво.


- То есть старая архитектура принципиально отличается от нынешней тем, что тогда строили со вкусом, а теперь - как попало?


- Раньше одновременно строили дом и закладывали парк. Усадьба без парка - это ноль. Весь этот комплекс составлял маленький мир целого семейства, был "приютом трудов и вдохновенья", как говорил поэт.


- В какие усадьбы вы бы посоветовали съездить ради душевного отдохновения?


- В Кушляны, к усадьбе Франтишка Богушевича. Ее не разорили только благодаря заведующему сельской библиотекой Михалу Ляпехе. Библиотеку не раз хотели выселить из усадьбы, которая построена руками поэта и его отца. Но Ляпеха отстаивал дом Богушевича до последнего. Михал был креативным человеком, из него так и сыпались пословицы и поговорки. Он вдруг раз - и родит что-то вроде: "Во будзе смеху, калi памрэ Ляпеха". Он досматривал каштановую аллею, ведущую к мемориальному камню Богушевича. Прогуляйтесь по этой аллее - всего 700 метров, обратите внимание на пейзажи: за 100 лет они почти не изменились, на полях нет ни свинарников, ни телятников.


- Где еще остались такие пейзажи?


- Что бы мы ни говорили, например, о красотах Полесья, но другого такого места, как Браславские озера, я не знаю. Здесь потрясающие озерные пейзажи, археологический памятник на горе в Масковичах.


- А что делать на горе, все же интересное скрыто под дерном?


- А вот стоять, свысока любоваться пейзажем, слушать о том, что здесь когда-то жили люди, писавшие руническим алфавитом. На Браслав я вожу туристов через Нарочь, Поставы. В Камаях, Видзах сохранились великолепные костелы - ренессансный, неоготический. Камайский храм до недавнего времени был недоступен, потому что там пограничная зона. Кроме того, два года шла реконструкция дороги, и только отчаянные оптимисты решались туда добираться. Теперь дорога стала роскошной и стоит поехать послушать ксендза Яцека, который вернул камайский храм из небытия: очистил подвалы, установил мемориальные доски художнику Альфреду Ромеру, поэту и священнику Казимиру Свояку. Повезет - послушаете орган. В финале путешествия люди мне говорят одно и то же: "Мы даже не представляли, что у нас такое есть!"


- С начала нашей беседы я понял, что красивых мест хватает. Не хватает только хорошей инфраструктуры?


- На гродненской дороге уже стоят щиты: "Здесь мог бы быть твой объект придорожного сервиса". Вроде надежда замаячила. Но чтобы открыть кафе, нужно пройти через такой строй чиновников и всяких служб - пожарных, санитарных - что не каждый отважится на подвиг. Поэтому по дороге в Гродно пока останавливаемся "у лягушек", на 107-м километре. Это площадка с озерцом, через него перекинуты мостики, вокруг расставлены деревянные фигуры: лягушка-квакушка, медведь и прочие деревянные персонажи. На следующем "привале" расположено едва ли не единственное по пути кафе, где потчуют растворимым кофе в пластиковой кружечке за 4 тысячи рублей. Конечно, это грабеж. Но в отсутствие конкурентов цены будут зашкаливать. Поэтому, как и прежде, в путешествие туристы едут с "ссобойками".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter