Сквозь огонь, воду и медные трубы

События последних месяцев наглядно показали, что без четко работающей структуры МЧС стране пришлось бы несладко.
События последних месяцев наглядно показали, что без четко работающей структуры МЧС стране пришлось бы несладко. Решением всех вопросов, связанных со стихийными бедствиями, в государстве занимается четко отлаженная структура спасательной службы. Между тем первые подразделения пожарной охраны,

на базе которой и создавалось МЧС, появились в стране 149 лет назад. Накануне празднования этой даты корреспондент "СБ" встретился с министром

по чрезвычайным ситуациям генерал-лейтенантом Валерием АСТАПОВЫМ.

- Валерий Петрович, в последние месяцы Беларусь буквально захлестнули стихийные бедствия: шквалистые ветры, засухи, лесные пожары. Конечно же, ликвидация последствий этих несчастий не обходится без проблем. С какими трудностями чаще всего сталкиваются бойцы МЧС и какие меры принимаются для их решения?

- К сожалению, в стране многие постройки свой век уже доживают. Срок службы многих сооружений уже на исходе. Поэтому ветер 25 м/сек. - это уже серьезно. Самая же главная на сегодня проблема - потребительский подход граждан к природе. Ежедневно возникают десятки новых пожаров. В основном они происходят из-за "неосторожного обращения с огнем", хотя на самом деле это еще очень мягко сказано. Бескультурье, которое порой граничит с варварством по отношению к природе, далеко не редкость. Аналогичная ситуация и на полях. За несколько дней там произошло 8 пожаров. И ведь ни в одном из этих случаев техника не работала: все они случились из-за так называемого человеческого фактора. Идет человек через поле и бросает спичку. Абсолютно бездумные действия оборачиваются серьезными убытками. О чем мы говорим: начался в поле пожар. Ну есть же хозяева! Не можешь сам потушить, так хоть сообщи вовремя. Организуй патрулирование, если есть возможность. Вообще, если бы три с половиной года назад Президент не принял решение о создании МЧС как структуры, которая непосредственно взяла на себя ответственность за координирование и реагирование на подобные ситуации, в этом году площадь пожаров была бы в несколько раз больше. Минск и другие города в таком случае были бы настолько задымлены, что дышать было бы нечем. Сегодня же обстановка вокруг столицы полностью контролируется. Пожаров нет.

- Деятельность белорусских спасателей не ограничивается только проблемами внутри страны. Мы знаем, что МЧС активно оказывает помощь и другим государствам. Был подготовлен гуманитарный конвой на Ставрополье, проведены и другие операции. А насколько профессионально выглядят наши спасатели на фоне зарубежных аналогичных служб?

- Да, сегодня мы можем решать не только свои проблемы, но и оказывать помощь дружественным нам странам. Отмечу, что среди сопредельных государств наш конвой на Ставрополье прибыл первым. Всего же мы в состоянии проводить до 12 - 15 подобных акций в год. На организацию гуманитарного конвоя необходимо двое-трое суток. То, что мы в состоянии готовить и проводить операции за рубежом в такие сроки, - хороший показатель. Однако здесь опасно впасть в иллюзию, что мы теперь можем, как говорят, бога за бороду хватать. Другое дело, что за последние 10 лет многие наши коллеги на постсоветском пространстве, как говорится, "падали", а мы "поднимались". Главное, не было утеряно управление силами и средствами, они серьезно дооснащались, и за эти годы мы смогли взять на себя практически полный ряд функций оказания технической и экологической помощи. Естественно, и население, и правительство, и Президент, видя это, не остались в стороне, а, наоборот, способствовали нашему развитию. Как результат, сегодня мы имеем отлаженную на много лет вперед структуру. Что еще? Десятки спасателей уже сегодня имеют статус спасателя международного класса. С осени Институт переподготовки и повышения квалификации МЧС будет обучать спасателей из стран СНГ. А что касается наших возможностей, то сегодня у нас уже работает 15 служб. Мы занимаемся инженерными, водолазными, взрывными работами, медициной. Можем проводить десантные операции. Не говоря уже о традиционном пожаротушении. Так что на сегодняшний день белорусским спасателям по силам решить любую задачу, связанную с ликвидацией последствий техногенных и природных катастроф.

- МЧС как одно из самых молодых министерств в настоящий момент переживает период становления. Как вы считаете, какие направления развития будут для отечественной спасательной службы приоритетными в ближайшие годы?

- Основной приоритет - развитие научной базы. Сегодня без новейших технологий обнаружения, прогнозирования немыслимо говорить об успешном решении глобальных проблем. Поэтому нам необходимо серьезное привлечение большой науки. Сегодня МЧС приступает к реализации системы ДКМ по диспетчеризации, контролю и мониторингу чрезвычайных ситуаций. Она включает вопросы мониторинга состояния потенциально опасных объектов и окружающей среды. Можно сказать, что в создании подобных систем мы чуть-чуть впереди наших соседей. Еще один важный вопрос - дальнейшее повышение боеготовности и профессиональной подготовки личного состава, работа с молодежью, а также экономия госсредств. Сегодня мы имеем достаточное количество образцов отечественной спецтехники и спецсредств, позволяющих отказаться от закупки зарубежных аналогов. Это и отечественный пенообразователь, без которого немыслимо тушение легковоспламеняющихся жидкостей, установки импульсного пожаротушения, автомобили быстрого реагирования, суперсовременная защитная одежда и многое другое. Это также полигон огневых испытаний, который мы буквально "за копейки" построили. Вот уже в течение 3 лет государство и строительные организации не отправляют строительные конструкции и оборудование для огневых испытаний за рубеж. Испытания производятся у нас и приносят экономию в сотни тысяч долларов. В перспективе создание авиационно-спасательной и кинологической служб, службы разминирования.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter