«Скрытая эпидемия» на дорогах

В Беларуси смертность в ДТП в 2-3 раза выше, чем в Западной Европе

Из-за смертей и травматизма от ДТП европейская и центральноазиатские экономики ежегодно теряют до 1,5 % ВВП

Страны бывшего Советского Союза, Балкан, Балтии, Центральной Европы и Турция охвачены растущей, но зачастую игнорируемой «скрытой эпидемией». От травматизма и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) страдают отдельные люди, однако совокупное воздействие на общество нередко остается незамеченным. Между тем гибель в результате ДТП в этих странах приобрела масштаб эпидемии, особенно за последние десять лет, при этом вероятность гибели людей в результате дорожно-транспортного травматизма в два-три раза превышает аналогичный показатель в странах Западной Европы.

Согласно докладу Всемирного банка «Противостояние «смерти на колесах». Обеспечение безопасности дорожного движения в Европе и Центральной Азии», дорожно-транспортный травматизм уже стал одной из 10 основных причин смертности в странах Европы и Центральной Азии. В 2007 году на дорогах погибло около 80 000 человек, что почти вдвое превышает показатель Западной Европы. В таких странах, как Казахстан, Россия, Литва и Украина, смертность населения составляет более 20 случаев на 100 000 человек, в то время как в ряде стран Европейского союза — менее 5 случаев на 100 000 человек. В 2—3 раза выше уровень смертности в ДТП, чем в странах Западной Европы, отмечен в Черногории, Латвии, Грузии, Беларуси, Словакии, Польше, Армении, Турции и Болгарии.

Как показывает передовой международный опыт, для того чтобы сократить масштаб «смерти на колесах», странам необходимо разработать комплексный подход к обеспечению безопасности, который будет реализовываться систематически и последовательно на протяжении 20—30 лет. Предметом озабоченности разработчиков экономической политики в странах Европы и Центральной Азии должно стать не только количество человеческих жертв, но и высокие экономические потери.

Смертность и инвалидность в результате ДТП препятствуют развитию человеческого капитала, столь необходимого для обеспечения устойчивого долгосрочного экономического и социального благополучия. «Скрытая эпидемия» особенно негативно воздействует на население в возрасте от 15 до 44 лет – молодых и работо­способных людей, находящихся в расцвете жизненных сил. Дорожно-транспортный травматизм уже стал основной причиной смертности среди детей, подростков и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет и третьей основной причиной летальных исходов среди лиц в возрасте от 30 до 44 лет. Около 80 % погибших в ДТП – мужчины. Невнимательное вождение в результате широкого пользования мобильными телефонами и отправки текстовых сообщений во время управления автомобилем все чаще приводит к авариям на дороге, жертвами которых преимущественно становятся молодые люди.

Согласно оценке, в странах Европы и Центральной Азии ежегодные экономические потери, связанные с гибелью и увечьями в ДТП, превышают 1,5 % ВВП. Наибольший ежегодный ущерб несут Россия ($ 34 млрд.), Турция ($ 14 млрд.), Польша ($ 10 млрд.) и Украина ($ 5 млрд.).

Жертвами дорожно-транспортного травматизма также в немалой степени становятся пешеходы, поскольку большинство мер по обеспечению безопасности исторически были нацелены на защиту пассажиров транспортных средств, а не других участников дорожного движения. Среди них наиболее уязвимые — дети и пожилые люди.

Неблагоприятную ситуацию с безопасностью дорожного движения в странах Европы и Центральной Азии осложняют ненадлежащая система управления безопасностью дорожного движения, плохое качество дорог, стремительный рост числа автомобилей (как правило, подержанных) за последние десять лет, неправильное поведение водителей и отсутствие контроля за соблюдением законодательства в области безопасности дорожного движения. Чрезмерное употребление алкоголя – синдром «вождения в нетрезвом состоянии» – также усугубляет ситуацию.

Для обеспечения безопасности на дорогах необходимы политическая поддержка направленных на это мероприятий и их финансирование, а также укрепление системы управления безопасностью дорожного движения.

Как правило, добиться быстрых результатов можно путем безотлагательного применения надлежащих инженерных мер, направленных на улучшение проектирования автомобильных дорог и повышение безопасности дорожного движения. Укрепление системы оказания неотложной медицинской помощи после аварий может предотвратить гибель людей и снизить тяжесть увечий. Многие страны Европы и Центральной Азии уже создали необходимые структуры и приняли надлежащие меры, что привело к уменьшению «смерти на колесах». В некоторых странах способствовали снижению дорожно-транспортного травматизма, особенно среди пешеходов, мероприятия по снижению скорости на дорогах (например, «лежащие полицейские»). В других государствах показало свою эффективность выборочное применение алкотестеров для выявления нетрезвых водителей и обязательное и контролируемое использование ремней безопасности. Правительства стран региона также предпринимают значительные усилия для повышения эффективности работы служб неотложной и реабилитационной помощи на основных трассах по всей стране для предотвращения смертельных исходов и случаев долговременной утраты трудоспособности в результате аварий на дорогах.

Всемирный банк во взаимодействии с другими организациями, такими как Всемирная организация здравоохранения, Комиссия по вопросам глобальной безопасности дорожного движения, и другими многосторонними банками развития готов предоставлять техническое и финансовое содействие для помощи в реализации провозглашенной недавно ООН «Декларации десятилетия действий по безопасности дорожного движения». Пришло время действовать, поскольку речь идет о жизни тысяч людей.

-------------------------------------

Для достижения результатов необходимо сосредоточить усилия на следующих ключевых направлениях:

l укрепление институционального управления системой безопасности дорожного движения, в том числе обеспечение координации действий, устойчивого финансирования и проведения мониторинга и оценки;

l совершенствование дорожной инфраструктуры: от этапа планирования и разработки до эксплуатации;

l укрепление и обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в области безопасности дорожного движения, стандартов и правил в отношении регистрации транспортных средств и пользователей дорог;

l государственные образовательные программы, нацеленные на изменение рискованного поведения на дорогах;

l создание надлежащей системы оказания неотложной медицинской помощи.

-------------------------------------

Филипп Ле Уэру, вице-президент регионального Управления Всемирного банка по Европе и Центральной Азии

Полный текст доклада «Противостояние «смерти на колесах». Обеспечение безопасности дорожного движения в Европе и Центральной Азии» размещен на сайте: http://go.worldbank.org/DR6NO0B0P0

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter