Террористические атаки в Париже стали шоком как для Франции, так и для всего мирового сообщества

Скованные одной цепью

Террористические атаки в Париже, жертвами которых на данный момент стали 132 человека, а количество пострадавших исчисляется сотнями, стали шоком как для Франции, так и для всего мирового сообщества. В первую очередь поражает то, что французские спецслужбы оказались совершенно к ним не готовы. А ведь Франция не впервые сталкивается с такого рода угрозами. Достаточно вспомнить расстрел редакции сатирического журнала Charlie Hebdo в январе этого года. Десять лет назад страна пережила волну беспорядков, учиненных молодежью из эмигрантских кварталов. Мусульманская диаспора во Франции — одна из крупнейших в Европе, и рост радикальных настроений в ее среде ни для кого не являлся секретом.


Кроме того, накануне Франция ввела пограничный контроль, а спецслужбы страны были приведены в повышенную готовность в связи с климатическим саммитом, который должен был пройти в конце ноября. На этом фоне дерзость террористических атак и та легкость, с которой они были осуществлены, действительно поражают. Следует также отметить, что одним из объектов террористов стал стадион Stade de France, где на товарищеском матче Франция — Германия присутствовал президент Франсуа Олланд, а также министры иностранных дел Франции и Германии. Этот эпизод, как представляется, наиболее наглядно продемонстрировал беспомощность французских служб безопасности, показав беззащитность перед лицом терроризма не только простых граждан, но и высших чинов ЕС.

Ответственность на себя ожидаемо поспешила взять террористическая группировка «Исламское государство», против которой ведется совместная силовая операция в Сирии. Хотя участие Франции в борьбе с ИГИЛ сейчас минимальное, то, что именно эта страна стала объектом террористической атаки, не случайно. Разветвленное исламистское подполье в сочетании со вскрывшейся слабостью французских спецслужб превратили Францию в очень удобный объект для дерзкой и демонстративной акции террористов.

Безусловно, террористические атаки в Париже — это вызов не только Франции, но и всему международному сообществу, борющемуся с терроризмом. Меры безопасности в авральном режиме усиливаются по всему миру, ожидание новых атак порождает гнетущую атмосферу в международных масштабах.

В свете французских терактов уже практически не вызывают сомнений причины катастрофы российского авиалайнера А321 над египетским Синаем. Версия о террористическом ее характере, по сути, стала приоритетной и до французских событий. Теперь же представляется очень вероятным, что взрыв российского лайнера и атаки в Париже — звенья одной цепи.

Оба теракта демонстрируют серьезные возможности радикальных исламистов. Установить взрывчатку на борту самолета, миновав все контуры безопасности аэропорта, а также осуществить террористические атаки под носом у находящихся в состоянии повышенной готовности спецслужб — все это говорит о серьезных организационных и финансовых ресурсах, которыми располагают террористы.

Какие последствия будут иметь трагические события в Париже для французской и мировой политики? Во Франции, скорее всего, произойдет всплеск правоконсервативных и националистических настроений, что существенно усилит позиции Марин Ле Пен и «Национального фронта». Социалистическое правительство Франсуа Олланда, и без того крайне непопулярное, скорее всего, окончательно утрачивает какие-либо электоральные перспективы на ближайшие годы.

Очередному удару подвергаются основополагающие ценности и принципы ЕС, связанные с открытостью границ и свободой перемещений. Эти принципы уже подверглись серьезному испытанию на прочность в связи с миграционной волной, накрывшей Европу в этом году, когда многие страны ЕС в одностороннем порядке восстанавливали контроль на внутриевропейских границах. Многие политики и эксперты неоднократно указывали на рост террористической угрозы в связи с наплывом мигрантов из мусульманских стран. После парижских атак евроскептики и сторонники ограничения свободы перемещений внутри Европы получают дополнительные аргументы в свою пользу. Сама ценность открытых границ и свободы перемещения в мире растущей террористической опасности становится все более сомнительной.

Кроме того, победа над исламистским экстремизмом невозможна исключительно силовым путем. Очевидно, нужна комплексная программа по модернизации и развитию Ближнего Востока, и значительную часть издержек на ее реализацию должны будут взять на себя развитые страны Запада. Однако, похоже, ни стратегических целей такой программы развития, ни политической воли для ее реализации там нет. А значит, хаотизация Ближнего Востока и экспорт нестабильности оттуда в другие регионы продолжатся.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter