Скользкий транзит

Развитие придорожного сервиса - под вопросом.
Развитие придорожного сервиса - под вопросом.

Беларусь часто называют транзитным государством. Через нашу территорию проходят кратчайшие пути из центра России в Западную Европу, с севера Европы на юг. Казалось бы, использование столь завидного географического положения должно наполнять казну столь необходимой валютой, а разнообразные гостиницы, кафе, АЗС возле крупных автомагистралей - приносить немалый доход. Однако на деле все куда сложнее. Владельцы предприятий придорожного сервиса пока о серьезном развитии бизнеса не помышляют.

По общему мнению предпринимателей, с которыми корреспонденту "СБ" удалось побеседовать, золотое время для владельцев автозаправок, магазинов и прочих сопутствующих большой дороге объектов пришлось на середину 90-х. Тогда, к примеру, примитивные контейнерные АЗС умудрялись продавать 350 - 400 тонн нефтепродуктов в месяц. Теперь же удачей считается, если современные дорожные комплексы реализуют топлива в два раза меньше. Причем на отдельных АЗС этот уровень упал до "микроскопических" десятков тонн!

Конечно, сказалась элементарная конкуренция. Только за 1999 - 2001 годы на автомагистралях страны построено около 280 объектов сервиса. Новые АЗС, гостиницы, станции технического обслуживания до предела обострили борьбу за клиента. И это можно было бы считать безусловным благом, если бы не некоторые признаки кризиса отрасли. Эксперты связывают резкое падение тех же продаж топлива и приближение к черте убыточности всего придорожного сервиса с двумя главными обстоятельствами. Прежде всего это, как ни парадоксально, слабая интенсивность движения на ведущих автомагистралях страны. Она сегодня составляет 3 - 4 тысячи машин в сутки, а для рентабельной работы необходимо раза в два больше.

Генеральный директор СП "Славнефть - МНПЗ-II" Александр Кожич считает, что многим иностранным перевозчикам просто выгоднее объезжать в обход Беларусь. Различные таможенные ограничения и непомерные транзитные платежи сделали свое дело. Кроме того, настоящим камнем преткновения стала цена топлива. Например, водитель международного маршрута Олег Чекалевич привел такой расчет: при покупке в России 100 литров солярки экономия по сравнению с белорусскими расценками составит около 12 долларов. Неудивительно, что руководители фирм-перевозчиков ориентируют своих шоферов именно на этот вариант. А наши автозаправки остаются на мели.

Впрочем, и "второстепенных" трудностей в избытке. К примеру, чтобы нормально вести дело на трассе (иметь автозаправку, магазин, кафе и оказывать прочие комплексные услуги), некоторым фирмам приходится добывать до 50 (!) различных лицензий. В то же время пресловутая 30-процентная торговая наценка ставит всю придорожную торговлю и общепит на грань выживания. Вот и выходит, что почти все передовые строения-комплексы на наших дорогах окупаются со скрипом. Александр Кожич привел красноречивый пример: выручка магазина АЗС европейского типа на ведущей трассе Минск - Брест составляет всего 200 - 300 тысяч рублей в сутки. Что тут еще скажешь, кроме: приехали.

Поэтому не могут не вызвать удивления смелые планы строительства до 2005 года еще около 1.000 объектов придорожного сервиса. Складывается впечатление, что их авторы просто перенесли некие идеальные европейские "нормативы" на нашу почву без увязки с сегодняшним положением дел. Что и подтверждает действительность: по оценке специалистов предприятия "Магистральавтодор", серьезного строительства на наших автодорогах не ведется. Небольшой прирост численности объектов сервиса происходит за счет мелких и даже временных построек. Те же владельцы АЗС, магазинов, кафе и прочего, кто успел обосноваться на магистралях прежде, в один голос твердят: клиентов кот наплакал. Кого же будут обслуживать новые предприятия?

Не потому ли складывается такая ситуация, что за скобками остается главный вопрос: как сделать проезд транзитного транспорта по Беларуси максимально быстрым, комфортным и дешевым для его владельца?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter