Сколько стоит завод?

Нельзя эффективно управлять имуществом, не зная его цены В Беларуси рынок негосударственной собственности появился недавно.
Нельзя эффективно управлять имуществом, не зная его цены

В Беларуси рынок негосударственной собственности появился недавно. Постепенный и не такой стремительный, как в России, переход заводов и фабрик в частные руки у нас в последнее время тем не менее набирает обороты. При этом Президент неоднократно уделял особое внимание оценке стоимости приватизируемых объектов. Здесь главная задача, упрощенно говоря, формулируется двумя словами: не продешевить. Быстренько продать за "три копейки" промышленное предприятие не мудрено, а вот получить максимальный доход для государственного бюджета - проблема непростая. Тем более что назначаемые цены не должны отпугнуть серьезного инвестора.

Как сообщили в департаменте по управлению госимуществом при Минэкономики, сегодня выработан единый подход к оценке таких сложных объектов. Он учитывает многие нюансы, чтобы при акционировании завод или фабрика получили обоснованную, а не взятую с потолка цену. Кстати, недавно завершилась оценка таких известных предприятий, как "Нафтан", "Полимир", "Азот". И этот список пополняется.

К экспертизе активов приватизируемых предприятий, включающей права собственности, дебиторскую задолженность, ущербы и прочее, привлекаются профессионалы из различных организаций. В том числе и из Белорусского общества оценщиков. Как считает его президент Николай Трифонов, оценка имущественного комплекса промышленного предприятия является самым сложным видом оценки, включающим в себя практически все остальные. Дело это для Беларуси новое, и чаще всего собственнику оно необходимо при продаже доли предприятия инвестору или для определения реальной стоимости акции.

В принципе, чтобы узнать сколько стоит, например, консервный завод, недостаточно учесть стоимость земли, на которой он находится, зданий, станков, товаров на складе и прочих материальных ценностей. Николай Трифонов подчеркивает, что сегодня большее внимание должно уделяться долгам предприятия (типичное явление), износу основных фондов, доходящему порой до 90 процентов, а также стоимости нематериальных активов - патентов и торговой марки. Ведь один только фирменный знак некоторых белорусских производителей потянет на сотни тысяч долларов.

Как правило, работа оценщиков с клиентом предполагает высокую конфиденциальность. Оно и понятно, ведь предприятие делится с ними самыми сокровенными секретами. Утечка их чревата непредсказуемыми потерями. Тем более что практика оценки насыщена такими курьезными ситуациями, что только диву даешься. Например, на каком-нибудь заводе может оказаться 5 - 6 цехов, которых по документам... не существует. Построили лет 20 назад хозспособом, а оформить должным образом забыли. И как их теперь включать в оценку? А вот еще одна фантастическая картина: в некоем райцентре оценивали местный рынок и выяснили, что земля, на которой он находится... принадлежит другому городу. Вот так головоломка! Но профессионалы справляются и с этим.

История развития мировой экономики показывает, что государство - не самый эффективный собственник. Частный владелец промышленного предприятия действует на рынке куда разворотливее. В итоге приносит доход как себе, так и бюджету. На экзотический некогда для Беларуси вопрос: "Сколько стоит этот завод?" - любой инвестор сегодня должен получить точный ответ. Справедливый и обоснованный. Не отпугивающий своей заоблачной ценой и не наводящий на гнетущие мысли о нечистой подоплеке сделки.

Практика оценки бывает насыщена курьезными ситуациями. Например, на каком-нибудь заводе может оказаться 5 - 6 цехов, которых по документам... не существует. Построили лет 20 назад хозспособом, а оформить должным образом забыли.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter