Более 70% рекламных роликов о еде воспевают вредные для детей продукты

Сказка – ложь, и в ней фастфуд

Более 70% рекламных роликов о еде воспевают вредные для детей продукты
Недавно депутаты российской Госдумы предложили ввести запрет на рекламу вредных продуктов в детских и образовательных теле– и радиопередачах. Речь о пище с высоким содержанием жира, сахара и соли — из категории так называемого фастфуда, очень популярного, увы, среди подрастающего поколения. Вне закона на ТВ ее уже объявила Великобритания, да и многие другие европейские страны тщательно контролируют рекламу детских продуктов и напитков. К примеру, Норвегия и Испания заключили соглашения с компаниями–производителями, чтобы те поумерили свою агрессивную маркетинговую политику. Оно и верно, ведь, выяснили ученые, более 70% всех рекламных роликов о еде воспевают чипсы, острые орешки, сухарики и т.д. — то, о чем не скажет доброго слова ни один диетолог. И самое печальное, что главной аудиторией таких кампаний становятся дети до 12 лет. Неудивительно, что, по данным ВОЗ, избыточная масса тела есть у каждого третьего ребенка 6 — 9 лет, а если все пустить на самотек, то всего через 15 лет 9 из 10 детей будут иметь натуральное ожирение! Увы, наша страна здесь — совсем не исключение. Лишние кило — данность как минимум для половины населения, а в Минске из 100 детей 18 имеют избыточную массу тела, а 9 — ожирение.


Чипсы и попкорн, шоколадные батончики и бисквиты, печенье и конфеты... С их упаковок на нас смотрят герои мультфильмов, добродушные медвежата, зайчики, кенгуру и другие веселые зверята. Даже у взрослого человека взгляд часто цепляется за яркую обертку, что уж говорить о детях, у которых сказочные персонажи вызывают безграничное доверие. Рекламные ролики, которые крутят по телевизору, закрепляют эффект, вот и выходит, что поход в магазин с малышом неизменно заканчивается покупкой незапланированных мелочей. И ведь ребенок даже не задумается о пользе или вреде лакомства: разве могут Маша и Медведь посоветовать плохое? Между тем регуляторы кислотности, эмульгаторы, пальмовое масло (которое вообще лучше для питания не использовать) и целая линейка добавок E — все те компоненты, которые прописаны мелким шрифтом на задней или боковой стороне упаковок, — неизменные спутники товаров с изображениями улыбающихся мордашек.

...Подходя к кассе супермаркета с покупками, встречаю на своем пути стенд со сладостями. Взгляд невольно падает на упаковки ярко–розовых конфет, на этикетке — феи Винкс, персонажи любимого мультика моей восьмилетней сестры. Первая мысль: «Нужно купить! Порадовать сестренку». Ведь эти феи красуются у нее и на блокноте, и на ручке, и на папке для тетрадей, и даже на мешке для физкультурной формы. Но на полпути рука замирает: и так сладостей много ест, феи подождут... Наверное, такие мысли возникали у многих, у кого в семье подрастают дети. А ведь бывает и того хуже: несколько раз сама наблюдала истерики, которые малыши закатывали родителям, требуя немедленно купить вот это и вот то. И ведь покупали! Все зависит от воспитания, скажет кто–то, и будет прав. Но, согласитесь, реклама сильнее влияет на неокрепшую психику, усиливая детское «хочу» в разы. Вот и семейный психолог, руководитель проекта «Папа–Школа» Андрей Туровец считает мультперсонажи на упаковках продуктов прямой манипуляцией:

— Когда ребенок видит продукты с такими изображениями, у него происходит наложение образов: приятный образ «мультяшки» начинает ассоциироваться с конкретным товаром. Такие приемы даже могут вызвать псевдонаркотическую зависимость в мягком варианте. Кстати, на это ведутся не только дети, но и их родители. Видя привлекательную упаковку, они стремятся попробовать то, чего сами были лишены в детстве. На психологических конференциях и симпозиумах во многих странах тема маркетинга, главная цель которого — продать, при этом не важно что и кому, поднималась не раз, однако мало ввести запреты на законодательном уровне, противодействовать такому явлению нужно в семье и обществе в целом.

Недавно проблема «маркетинговых атак на детей» поднималась на «круглом столе» в Парламенте. И там тоже звучало: в головы населения вкладываются все новые стереотипы, агрессивно навязываются определенные продукты, реклама неполезной пищи полностью овладела потребителями. Тогда заведующая лабораторией изучения статуса питания населения РНПЦ гигиены Екатерина Федоренко даже предложила внести в закон о рекламе определенные ограничения: «Надо понять: сладкое — не для ребенка! Давайте не будем допускать детскую символику на чипсах, сухариках, леденцах...» И эту позицию горячо поддержали представители Госстандарта. Как ни странно, находятся у нас еще умники, которые на голубом глазу утверждают, будто вредная пища — это миф, что ни один продукт питания, продающийся в нашей стране, не является опасным для здоровья. Прошли же они, дескать, обязательную процедуру государственной регистрации! А вред будет, только если есть чипсы часто и много. Но разве как раз это сейчас и не происходит? Такая благодушная позиция очень на руку тем, кто привык использовать детские чувства и родительские иллюзии. И если еще в 2004 году мы сделали первый шаг к здоровому питанию, запретив в школьных столовых продавать газировку, жевательную резинку, чипсы и острые сухарики, то что мешает сделать следующий.

Вопрос ребром

Что считать вредным?

По мнению главного внештатного диетолога Минздрава, главного врача УП «Комбинат питания «Витамин» Марины Поповой, все же не надо ставить в один ряд такие продукты, как сухие завтраки, кукурузные палочки, колечки и, к примеру, чипсы. Это уже другая линейка товаров с другой технологией приготовления. Кукурузные палочки и сухие завтраки белорусских производителей, которые тщательно отработали технологию и не используют консервантов, стабилизаторов, обжарки во фритюре — всего того, что применяется при приготовлении чипсов, — иногда можно предложить и ребенку. Скажем, залив молоком или йогуртом. Хотя увлекаться такой едой не стоит: дети должны получать горячее питание. Если же все–таки хочется порадовать чадо, например, сладкими кукурузными палочками, то лучше отдавать предпочтение проверенным производителям, которые уже долго находятся на рынке, при этом обязательно посмотреть состав и стараться не обращать внимания на привлекательность упаковки. А вот про чипсы или сухарики — отдельный разговор. Один из наиболее вредных компонентов, который часто встречается в них под яркой упаковкой, — это глутамат натрия. Усилитель вкуса, вызывающий привыкание, особенно в детском возрасте. Поговорка «не все то золото, что блестит» как раз, считает Марина Попова, на этот случай: «Не все продукты, стоящие на магазинных прилавках, нужно есть ежедневно. В большинстве своем за красочными упаковками прячется та еда, без которой мы можем обойтись или заменить чем–то гораздо более полезным. Например, вместо очередной пачки карамелек предложите ребенку орехи и сухофрукты...»

Кстати

По мнению заместителя директора по научной и лечебной работе и руководителя клиники Института питания РАМН Бориса Каганова, для минимизации влияния вредной пищи на ребенка важно, чтобы еда в точках быстрого питания не ассоциировалась у него с праздниками, ведь привычка получать удовольствие от фастфуда может сохраниться на долгие годы. Кроме того, профессор не советует «вознаграждать» ребенка за какие–либо заслуги походом в такой общепит.

Прямая речь

Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли:

— Нанесенная на упаковку товара информация регулируется техническими нормативными актами. И если медики говорят, что использование каких–либо образов недопустимо, это нужно прописывать в таких актах. Информация же, которая наносится дополнительно, может являться рекламной — тогда мы пользуемся законом о рекламе. В данный момент никаких ограничений по изображениям у нас нет.

osokina.sb@mail.ru

Советская Белоруссия № 31 (24661). Среда, 18 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter