Дорожники будут работать по-новому?

Скатертью дорога

Хорошие дороги стоят дорого. В 2014 году одну из инновационных технологий регенерации старого асфальта опробовали в Гродно. Она позволяет серьезно экономить материалы при строительстве дорог. Тогда строили грандиозные планы о повсеместной реанимации дорог Гродненщины и существенной экономии бюджетных средств, но дальше громких заявлений дело не пошло. Почему?


В редакцию «Р» обратились представители компании «АНТинжиниринг». Именно они предложили экономить деньги и использовать вторичные ресурсы при строительстве новых дорог и восстановлении старых. Отслужившие свой век покрытия, имеющие значительные деформации и разрушения, перед ремонтом должны фрезероваться, чтобы их дефекты не отражались на вновь укладываемых слоях покрытия. Вот откуда появляется вторичное сырье – асфальтогранулят. Если говорить о новой технологии совсем просто, то она выглядит так: в разогретый асфальтогранулят добавляется специальный реагент, восстанавливающий свойства битума, — и в результате получается регенерированный асфальт. Это основной компонент, отвечающий за крепость дорожного покрытия. Стоит он немалых денег. Директор ООО «АНТинжиниринг» Виктор Сидорович готов научить дорожников работать по-новому:

– В 100 тоннах старого асфальта содержится примерно 4—6 тонн битума. Кроме того, асфальтогранулят – источник других ценных материалов: щебня и гравия. За них при производстве нового асфальта также необходимо платить сторонним организациям. Экономия при применении регенерированной смеси, в зависимости от других затрат, составляет от 200 до 300 тысяч рублей на тонну. В себестоимость входят все затраты городских служб, включая остаточную стоимость асфальтогранулята, перевозку, погрузку. В целом можно сэкономить до 40%. Основная цель технологии – экономия бюджетных средств. При этом производство смеси возможно на всех типах и моделях асфальтобетонных заводов.

В июне 2014-го по заданию облисполкома предприятие «Гроднооблдорстрой» выпустило пробную партию регенерированной асфальтобетонной смеси. В результате 100 метров переулка Янки Купалы превратили в ровный участок дороги. Жители маленького переулка довольны, а остальные ждут, когда дорожники придут на их улицу. Руководство Гродненского обл- и горисполкома совместно с представителями разработчика технологии решили в течение одного – двух лет понаблюдать за экспериментальным участком и в дальнейшем определиться по использованию ее для текущего и капитального ремонта дорог.

Представители компании разослали свои предложения во все областные и городские комитеты страны. Понимание нашли только в Могилеве. Там уникальной технологией, позволяющей экономить бюджетные средства, заинтересовались даже в Комитете госконтроля. И своим предписанием указали дорожникам: хватит выбрасывать деньги и вторичные ресурсы на ветер. Но есть ли результат? Начальник отдела благо­устройства и эксплуатации жилого фонда управления коммунальных предприятий Евгений Шеменков не скрывает, что получил задание: 

– Весной планируем изготовить пробную партию восстановленного асфальта на небольшом участке дороги. Будем наблюдать за ним какое-то время. Если технология хорошо себя зарекомендует, то планируем использовать ее в будущем. Ежегодно у нас образуется до 15 тысяч тонн асфальтогранулята. В основном его используют при ямочном ремонте дорог. 

Директор КУП «Гроднооблдорстрой» Георгий Дроздов видит проблему в недостаточном количестве исходного материала. Мол, асфальтогранулята нет, и говорить не о чем. Если снимать старый асфальт, потом везти его на измельчение, потом покупать реагент, снова грузить по машинам – экономия мизерная. Но главный аргумент: не было такого распоряжения. Так на каком же уровне должен решиться вопрос, чтобы технология заработала? 

Высокие физико-механические показатели, получаемые в результате применения «АНТ», и экономическая целесообразность подтверждены результатами исследований РУДП «БелдорНИИ». Начальник лаборатории асфальтобетонов Дмитрий Егошкин прекрасно помнит обращение в институт представителей гродненской компании. 

– К нам обратились с просьбой проверить эффективность технологии. И мы можем подтвердить высокие показатели, получаемые в результате ее использования. В сегодняшней экономической ситуации важно, что она в разы дешевле, чем производство нового асфальтобетона. Несомненно, есть ряд недостатков. Во-первых, новое всегда лучше старого. С этим трудно поспорить. Во-вторых, пока подрядчику проще освоить выделенные деньги и не ломать голову над экономией. Если обратиться за зарубежным опытом, то, к примеру, в Германии прописано в законе, что повторное использование асфальтобетонов возможно только с использованием асфальтогранулятов в разном процентном отношении. Мы пока только в начале этого пути. Технологий повторного использования асфальта во всем мире много. Добавка, о которой мы говорим, запатентована в России и уже используется в районе Урала. 

Переработка старого дробленого асфальта как нельзя лучше подходит под Указ Главы государства от 22 июня 2009 года «О государственной программе сбора и переработке вторичного сырья». В данном случае технология реабилитации позволяет использовать для производства асфальтобетонных смесей асфальтогранулят в количестве 100% от массы готовых смесей. В одном из телевизионных сюжетов прозвучала цифра 200 тысяч тонн – столько асфальтной крошки образуется по всей стране всего за год. Это более 60 млрд рублей экономии. Где же она? Директор ОУПП «Гродненское городское ЖКХ» Олег Добровольский рассказал, что год на год не приходится: 

– Иногда бывает много асфальтной крошки, иногда хватает только на подсыпку. И все-таки мы пошли навстречу предпринимателям, и решили использовать другую технологию этой же компании при изготовлении гравийной смеси. Проблема очень актуальна, особенно для жителей частного сектора. После сильных дождей приходится грейдировать. Решили положить 100 метров улучшенного гравийного покрытия по улице Фестивальной. По крепости получилось что-то вроде бетона. Посмотрим, как участок перезимует. Если все будет хорошо, то возможно дальнейшее сотрудничество. 

Какая-то странная вырисовывается ситуация. Вроде бы и понимание есть, и экономить самое время. Но никому не выгодно проявить инициативу. Почему-то принято ждать, когда поступит команда сверху, желательно в письменном виде, да еще и с четко прописанной инструкцией. Хорошая, мол, идея. Да уж больно много мороки, пока дойдет до тех, кому это интересно.

КОМПЕТЕНТНО

Александр Головлев, начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций: 

— В стране порядка 100 тысяч километров автомобильных дорог, из них 15,5 тысячи километров — республиканского назначения. Мы постоянно опробуем новые технологии производства и регенерации асфальтобетонов, которые используют во всем мире. Но в последние годы переключились на сферу строительства новых дорог. Особенно в направлении областных центров. Но придет время их капитального ремонта. Тогда мы обязательно обратимся к использованию новых технологий в восстановлении дорожного покрытия. При этом преимущество будут иметь технологии с белорусскими составляющими, а не импортные добавки за большие деньги. Да и не каждая технология, используемая во Франции или Германии, подходит нам. Были случаи, когда опытные участки дорог разрушались уже через год. 

Tanula.K@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter