Скандал на ровном месте

Об искусстве

Сегодня мало быть просто хорошим художником, чтобы на тебя обратили внимание до твоего 50–летия, когда творческий профсоюз традиционно преподнесет в подарок юбиляру, поседевшему в муках творчества, право первой персональной выставки. Часто она же становится и последней...


Эмоциональных потрясений от однотипных минских вернисажей (а таких, увы, большинство) публика не ждет, да и приходят туда в основном друзья юбиляра и случайные любители дармового шампанского. После журналисты напишут несколько скучных строк о «яркой творческой индивидуальности», «узнаваемой живописной манере», и вряд ли кто–то еще захочет увидеть эти картины... Увы, но искусство в Беларуси сегодня мало кому интересно — арт–рынка нет, заметных галерей — почти нет, даже вступительного конкурса среди желающих выучиться на художника больше нет. А когда искусство переживает не лучшие времена, ему необходимы творческие провокации. Ведь для любого художника обмен живой энергией со зрителями куда важнее бледных рецензий даже в самых авторитетных изданиях...


Остроумная и свободная от условностей выставка «Графема» в Литературном музее имени Янки Купалы, участники которой хорошо известны своим нестандартным мышлением не только в родной стране, вполне могла бы освежить застоявшийся воздух и в залах музея, и в головах той части минского бомонда, который уныло сетует на дефицит мало–мальски любопытных арт–событий в своей столице. Взамен же оказалась в центре дурного и никому не нужного скандала. Спровоцированного, как оказывается, к тому же моей скромной персоной...


Собственно, искусство, идущее вразрез с общепринятыми взглядами, — это почти всегда скандал. На мой взгляд, современный арт–процесс и должен быть провокационным и скандальным — у нынешней публики, проводящей вечера у телевизора, а ночи — в Интернете, живые эмоции запрятаны ой как глубоко, достать их непросто. «Графеме» это удалось, наблюдала лично. Хотя эмоции там были полярные — от восторженных до прямо противоположных... И все–таки было в этом арт–хулиганстве что–то разумное и правильное — снова, неделю спустя я могу повторить это на страницах своей газеты. За исключением событий, последовавших за вернисажем.


Как оказалось, мои субъективные впечатления настолько смутили сотрудников музея, что все картины, упомянутые в заметке, они решили... «на всякий случай» снять. Тут же некоторые СМИ озабоченно растиражировали новость о злобной цензуре, запретившей искусство известных белорусских мастеров... Понятное дело, когда иным коллегам так хочется выдать желаемое за действительное, не зазорно опубликовать и список фестивальных фильмов, якобы запрещенных Министерством культуры к показу на территории страны. Неделю назад эту «новость» распространяли не менее азартно, несмотря на то, что большая часть этих фильмов к тому времени была благополучно показана в минских кинотеатрах... Впрочем, я давно обнаружила, что с некоторыми своими согражданами живу в разных странах, гуляя при этом по одним и тем же улицам. А теперь, как оказывается, еще и в разных эпохах — с ходу, пожалуй, даже не вспомнить, в каком «лохматом» году газетная заметка была основанием для снятия картин с выставки в последний раз... Да, зря директор «Третьяковки» так безапелляционно утверждает, что любой скандал дает импульс для развития искусства. Как раз искусством тут уже и не пахнет...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter