Скальпель на экспорт?

На работу за рубеж ежегодно уезжают...

Вопреки расхожему мнению на работу за рубеж ежегодно уезжают не более 80 медиков.

Миграция медицинских кадров в Европе — нечто сродни вирусу, который не обходит ни одну страну. Хотя, в принципе, процесс это закономерный. Во-первых, не всегда европейские страны вкладывали достаточно денег в подготовку медиков и теперь вынуждены латать дыры, привлекая специалистов из-за рубежа. Во-вторых, население Земли, увы, стремительно стареет, и, даже если наборы в медуниверситеты строго планировать, их выпускников везде и на всех не хватит. Насколько характерна миграция медиков для Беларуси и не останемся ли мы через несколько лет без квалифицированной медицинской помощи?

В Белгосмедуниверситете после летних каникул оживление. Одних первокурсников здесь более тысячи человек: ходят по коридорам с кипами книг и конспектов, прилежно переписывают расписание и сияют довольными улыбками. Старшекурсники знают: это до той поры, пока не начались практические, а с ними и ночная зубрежка…

Вхожу в лекционный зал. Читается общая химия. Каждое слово лектора записывается. На лицах — внимание и усердие. Хочется верить, что все эти ребята не случайные в медицине люди.

— Я всегда хотела стать врачом, — рассказывает второкурсница Татьяна Говако. — Но окончательный выбор сделала после личной трагедии: попала с другом в аварию. Он серьезно пострадал, а я не знала, как ему помочь. В итоге он умер. Не хочу, чтобы такое когда-нибудь повторилось.

А Светлане Клеванской быть врачом сам Бог велел: она из семьи медиков. Мама у нее педиатр, прабабушка была психотерапевтом, эту профессию выбрали и бабушка, и дедушка — профессор одного из российских медицинских университетов.

В этом году студентами медицинских вузов стали почти 3 400 человек — практически на 30 процентов больше, чем в прошлом. Основания более чем веские: на сегодняшний день вакантными остаются около трех тысяч врачебных должностей.

Проблема с кадрами в медицинской отрасли связана с уменьшением в 90-х годах набора студентов в вузы. Последние годы нехватку врачей пытаются компенсировать увеличением прие-ма на первые курсы мед-университетов. К примеру, если в 2004 году всего высшее медицинское образование в четырех вузах страны получали 9135 ребят, то сейчас — около 15 тысяч. Теоретически при таком раскладе «кадровые дыры» отечественной медицины закроются лет через 5–6. Но, учитывая все нюансы, сделать стопроцентный прогноз нереально.

— Ежегодно медицинская отрасль теряет до 800 специалистов по естественным причинам: уходят на пенсию или умирают. Кроме того, сейчас около 6000 врачей и 12 тысяч медицинских сестер — пенсионного возраста и в любой момент могут пойти на заслуженный отдых, — рассказали в Управлении кадровой политики учреждений образования и внешних связей Минздрава. — Но выезд врачей за границу для Беларуси не очень актуален.

По данным кадровых служб, ежегодно выезжают на работу, в основном временную, около 70–80 человек. Едут в основном в Россию. Правда, возможно, в статистике есть некоторые погрешности: ведь ежегодно почти 300 врачей покидают свое место работы по неизвестным причинам. Девушки выходят замуж и становятся домохозяйками, некоторые вообще уходят из профессии. Возможно, что какой-то процент уезжает за границу. Судить сложно.

Интересно, что медицинская миграция в целом для Европы напоминает принцип домино. По данным Всемирной организации здравоохранения, картина складывается приблизительно такая: польские медики едут работать в Германию, немецкие врачи — в Великобританию, английские — в США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. В Германии сегодня работают врачи из России, Ирана, Греции, Австрии, Польши, Турции, Румынии, Украины, Италии. В Норвегии более 15 процентов медиков приехали из других стран, в Великобритании — вообще 31 процент. Ирландия, которая когда-то была экспортером медицинских кадров, ныне превратилась в активного их импортера — там работает большое количество медицинских сестер из Южно-Африканской Республики, Уганды и др. Хотя Филиппины и Индия относятся к странам с критическим дефицитом медицинских кадров, они активно экспортируют в другие страны мира своих медицинских сестер и врачей. Из Кыргызстана врачи выезжают на заработки в Россию и Казахстан, а в Кыргызстан приезжают работать врачи из Туркменистана.

Кстати, среди белорусских врачей, которые собрались работать в иностранных государствах, проводилось анкетирование. Выяснилось, что основная причина этого шага — неудовлетворенность своим материальным положением и социальным статусом. Что, в общем-то, понятно. Профессия врача не самая высокооплачиваемая. Но выбирают ее не только из меркантильных соображений, прекрасно осознавая, что за зарплату врача на джипах разъезжать не получится.

И останется ли молодой специалист на рабочем месте или поменяет его, а то и вообще уедет работать за границу — зависит от его первого главврача и местной власти.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter