В Женеве начались переговоры по урегулированию конфликта в Сирии

Сирия: непростая дорога к миру

В Женеве начались переговоры по урегулированию конфликта в Сирии. По сути, это первая серьезная попытка перевести сирийскую конфронтацию из военной сферы в дипломатическую. Этому долгое время препятствовали как непримиримые позиции сторон конфликта, так и рассогласованность международных игроков, видящих будущее Сирии очень по-разному.


Очевидно, что переговоры не будут простыми и затянутся очень надолго. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы то, что на начальном этапе (ориентировочно до лета этого года) они будут проводиться в непрямом формате, без непосредственного контакта делегаций переговорщиков. Делегации будут размещены в разных помещениях, общение будет происходить посредством спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, который будет передавать сторонам требования и предложения их оппонентов.

Начало переговоров уже оказалось осложнено выдвижением представителями сирийской оппозиции требований, чтобы правительственные войска прекратили огонь в течение 48 часов, а также сняли блокаду с населенных пунктов, которые удерживаются формированиями оппозиции. Со своей стороны представители сирийских властей заявили, что никаких предварительных условий не допустят. К переговорам без предварительных условий призывают и международные игроки — ООН, Россия и США.

Еще одним щекотливым моментом является то, что по-прежнему не урегулирован вопрос о том, какие силы со стороны сирийской оппозиции будут допущены к переговорам. Поскольку Б.Асаду противостоит крайне разношерстный конгломерат сил, включающий и многочисленные радикальные исламистские группировки террористического толка, вопрос разграничения допускаемой к переговорам «умеренной оппозиции» и экстремистов является принципиальным. Однако согласия здесь по-прежнему нет. Как заявил 31 января постоянный представитель Сирии при ООН Башар Джаафари, «мы до сих пор не знаем, кто будет вести переговоры с нами». Также Джаафари отметил, что «есть очень большой разрыв в определении того, кто террористы, а кто нет». Разрешить этот вопрос не так-то просто, учитывая серьезные разногласия по будущему Сирии среди международных игроков, в первую очередь России и США.

Консенсус пока есть только по двум группировкам — «Исламскому государству» и «Ан-Нусре», которые однозначно квалифицируются как террористические. Также к переговорам, очевидно, не будут допущены представители группировки «Ахрар-аш-Шам», связанной с «Аль-Каидой». Далее начинаются разногласия. Россия, склонная к поддержке официального Дамаска, настаивает на максимально широком «черном списке» группировок, которые должны быть признаны террористическими и не допущены к переговорам. США, делающие ставку в сирийской игре на оппозицию, напротив, стараются сделать этот список как можно короче.

Начало переговоров также оказалось омрачено терактом, произошедшим в Дамаске 31 января. В результате тройного теракта, совершенного в южном пригороде сирийской столицы, погибли 60 человек, еще 110 получили ранения. По сообщениям МВД Сирии, число жертв может возрасти, так как многие пострадавшие находятся в критическом состоянии. Взрывы были осуществлены террористами-смертниками «Исламского государства» в районе с преимущественно шиитским населением. По словам премьер-министра Сирии, целью терактов было «возродить боевой настрой экстремистов, которые в последнее время терпят одно поражение за другим от правительственных войск по всем фронтам». Действительно, военная обстановка в последнее время складывалась весьма удачно для правительственных войск, которые  при поддержке российской авиации вели успешные наступательные операции в провинциях Хомс, Латакия и Деръа, заняв здесь ряд стратегических пунктов. Очевидно, эти победы могут стать и серьезным дипломатическим козырем за столом переговоров, поэтому попытки экстремистов дестабилизировать обстановку на подконтрольных правительственным силам территориях вполне закономерны.

Остановить гражданскую войну — дело нелегкое, в особенности когда к внутреннему конфликту примешиваются противоречивые интересы внешних сил. Мирные переговоры по Сирии, по моему мнению, продлятся неопределенно долго. Они наверняка будут сопровождаться новыми военными эскалациями, терактами, жаркими закулисными дипломатическими баталиями. Тем не менее хочется верить, что первый шаг на непростой дороге Сирии к миру все же сделан.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter