О синих чулках

Синий чулок

Меня всегда настораживали такие женщины — строгие
Меня всегда настораживали такие женщины — строгие. Ведь это Ж–Ж–Ж неспроста. Иначе зачем каменная стена? А заглянуть за нее такому любопытному человеку, как я, очень хочется. Ведь чем выше забор, тем больше вероятность, что там что–то прячут.

Забавно, что выражение bluestocking — «синий чулок» — родилось в Англии. В 60–х годах XVIII века. Писательница Элизабет Монтегю была большой покровительницей искусств и хозяйкой салона, где собирались люди богемного склада. Вообще, история ее жизни прекрасна и благополучна. Умная женщина с крепкими корнями и связями вышла замуж за Эдварда Монтегю, богатого человека с высокими доходами, и стала одной из самых состоятельных дам эпохи, превратив свой дом в центр интеллектуального общества Лондона. В этом месте я сделаю паузу. Немного помечтаю. И... готова продолжить!

После смерти мужа Элизабет стала наследницей значительного состояния, которое использовала для поддержки и развития английской и шотландской литературы, строительства монастыря и помощи бедным. Это так. К сведению. Веселым вдовам на заметку.

В результате посиделок в доме у Монтегю организовалось настоящее интеллектуальное общество. Кружок. Который получил название «Синий чулок». Только забавно, что совсем не Элизабет стала прародительницей этого термина.

Одним из участников литературных посиделок был ученый–ботаник, писатель и переводчик Бенджамин Стиллингфлит. Утверждают, что и стихоплетство за ним водилось. Но, по моим данным, поэт он был посредственный. А вот собеседник — блестящий. Без этого парня вечер не был выразительным. И потому, когда Стиллингфлит задерживался или опаздывал, все очень волновались.

Умственная элита называла его почитаемым философом и не представляла, как в его отсутствии проводить диспуты на эстетические, духовные и умственные темы.

А Стиллингфлит был чудаком. Носил синие шерстяные чулки вместо предписанных этикетом черных шелковых. И потому, когда он пропускал заседание кружка, там говорили: «Мы не можем жить без синих чулок». Или: «Сегодня беседа идет плохо — нет синих чулок!» И так его любили, что признали изюминкой собрания и назвали себя «Обществом синих чулок». Хотя, говорят, что это одна из версий появления термина.

Но сколько бы их там ни было, нужно признать, что со временем женщины похитили себе столь необычный термин. И вот за самоотверженное служение делу и пренебрежение семейными ценностями и дамским кокетством стали автоматически причислять дам, демонстрирующих такое поведение, к касте синих чулков.

И здесь я хочу заметить, что в арсенале моих приятельниц полным–полно успешных дам, не забывающих подкрасить губы и надеть под деловой пиджак пуш–ап. При этом они мастерски лавируют на высоченных каблуках и дарят окружающим ослепительные искры собственной неотразимости.

И это тяжелейший труд. Быть умной, красивой и открытой. И видится мне, за внешней строгостью всегда прячется миллион недостатков. Самый главный из них — отсутствие чувства юмора. Самоиронии. Умения расслабиться и быть при этом внутренне собранной, интересной и авторитетной.

Так что заглянув несколько раз за высокие заборы, я обнаружила, что там ничего не прячется. Просто себе забор. Для пущего эффекта.

Жалко. Такой красивый термин. Может, отдать его назад мужчинам? Необычным ботаникам с вкраплениями хипстера. Или оставить женщинам, героиням фильмов для взрослых. Все–таки, знаете, мужчины тоже любят помечтать. Как приходит она в кабинет, уставшая и одинокая... Синий чулок!

Весна. Шалю.

Т.С.

sylimovna@rambler.ru

Советская Белоруссия № 90 (24720). Пятница, 15 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter