Самым известным примером успешной борьбы с коррупцией является Сингапур

Сингапурская история

Самым известным примером успешной борьбы с коррупцией является Сингапур...

Коррупцию никогда и никому еще не удавалось искоренить полностью. Но борьбу с ней ведут везде, в любых странах с любой политической системой, начиная с коммунистического Китая и заканчивая суперлиберальной Америкой. И есть уже результаты, позволяющие сравнить опыт. Самым известным примером успешной борьбы с коррупцией является Сингапур — один из четырех азиатских тигров. Сингапур стабильно входит в пятерку наименее коррумпированных государств мира. Моей любимой настольной книгой являются мемуары первого премьер–министра этой страны Ли Куан Ю «Сингапурская история. Из «третьего мира» — в первый». Она и натолкнула меня на эти заметки.

 

Ли Куан Ю

Легендарному Ли Куан Ю приписывают фразу, сказанную в ответ на вопрос, как победить коррупцию:

 

«Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что».

 

Это политический фольклор, очень точно отражающий психологический аспект проблемы. Ли Куан Ю действительно большое внимание уделял моральной чистоте своих соратников и даже не побоялся инициировать расследование против собственной жены и сына, которые якобы воспользовались незаконными скидками при покупке недвижимости. Расследование показало, что закон не был нарушен.

 

Этот политик не побоялся также отправить своего лучшего друга и соратника по партии Девана Наира в отставку «из–за проблем алкоголизма и недостойного поведения». Еще пример. Один из попавших под следствие его министров покончил жизнь самоубийством, чтобы семья избежала позора и огласки. Его жена чуть ли не на коленях умоляла Ли Куан Ю сохранить дело в тайне, но он все–таки отдал все материалы в прессу. И еще один интересный момент личного подхода, о котором говорит сам Ли Куан Ю: «У большинства из нас работали жены, которые могли бы содержать семью, если бы мы находились в заключении или отсутствовали». Вы только вдумайтесь в эту фразу. Премьер–министр заранее готовил своих министров к тому, что они могут оказаться в тюрьме, а потому их жены работали, чтобы в случае чего прокормить семью... Вот это действительно кнут!

 

Но, как пишет сам Ли Куан Ю, «начать с проповеди высоких моральных принципов, твердых убеждений и самых лучших намерений искоренить коррупцию — легко. А вот жить в соответствии с этими добрыми намерениями — трудно». Для этого нужны не только кристально чистые, сильные лидеры, но и системная работа.

 

Ли Куан Ю распорядился, чтобы зарплаты у его министров были не меньше, чем заработная плата работников сопоставимого ранга в частном секторе. А, например, жалованье докторов и других специалистов в правительственных учреждениях было приведено в соответствие с жалованьем их коллег, занимающихся частной практикой.

 

Главным органом, который занимался борьбой со злоупотреблениями, было Бюро по расследованию коррупции. О чисто профессиональных подходах пусть размышляют специалисты, а я бы хотела выделить резонансные моменты.

 

Например, в прессе доводится читать опасения, не парализует ли борьба с коррупцией все наше общество? Не превратится ли в охоту на ведьм? Не запугают ли чиновников так, что они будут бояться дышать?

 

Вот как на этот вопрос отвечает Ли Куан Ю: «Мы решили сосредоточить внимание Бюро по расследованию коррупции на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. ... То обстоятельство, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, трактовалось законом как подтверждение того, что обвиняемый получал взятки».

 

С мелкой же сошкой, цитирую дальше, «мы намеревались бороться путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах путем издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни».

 

Вот это последнее правило, как мне кажется, заслуживает особого внимания. Смотрите, таким образом в Сингапуре прекратили существование полицейской, таможенной мафии, которая питалась за счет штрафов и запретов. Приводятся и другие примеры: как чиновников лишили возможности получать мзду за выдачу разрешений, а медицинские и школьные администрации — за откаты на госзакупки...

 

Человеческая изобретательность практически бесконечна, пишет Ли Куан Ю, когда дело касается конвертации власти в личную выгоду. Избавиться от этого организованного рэкета было не слишком трудно. А вот выстроить систему, свободную от поборов, — это уже задача не только правоохранителей, но и экономистов.

 

romanova@sb.by

 

Советская Белоруссия №153 (24534). Четверг, 14 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter