Синдромы «холодной войны»

Последние дни были отмечены определенным похолоданием российско-британских отношений, в которых многие аналитики даже увидели симптомы кризиса. Поводом для такого похолодания стала загадочная смерть экс-офицера ФСБ России А. Литвиненко

Последние дни были отмечены определенным похолоданием российско-британских отношений, в которых многие аналитики даже увидели симптомы кризиса. Поводом для такого похолодания стала загадочная смерть экс-офицера ФСБ России А. Литвиненко, работавшего, как выяснилось, на британскую разведку. Тут же некоторые горячие головы стали заявлять, что смерть столь «ценного» агента – дело рук самой России. Британские власти, стараясь защитить честь мундира, обозначили даже «виновного» — коммерсанта А. Лугового, также бывшего сотрудника ФСБ России. В прессе Великобритании началась истерика.

Некоторые комментаторы, официальные лица стали требовать экстрадиции в Великобританию подозреваемого А. Лугового. Доказательств — никаких. Но к кампании, жаждущей «крови» Лугового, подключились официальные лица. Министр иностранных дел Великобритании Д. Милибэнд потребовал даже «скорректировать» российскую Конституцию (которая не предусматривает возможности выдачи российских граждан иностранным государствам). Как заметил лидер думской фракции «Справедливая Россия» А. Бабаков, «человек, занимающий столь важный пост, должен отдавать себе отчет в том, что Россия — это не бывшая британская колония, а великая держава, с которой Великобритания всегда старалась поддерживать партнерские и уважительные отношения». 

Вместе с тем респектабельная британская «Gardian» попыталась прочитать имперские нравоучения: «Если Россия хочет войти в международное деловое сообщество, если она хочет дать своим гражданам больше свободы передвижения и снять визовые барьеры, если Россия намерена сотрудничать в борьбе с международным терроризмом, то она должна жить по тем правилам, которым подчиняется большая часть остальных европейских стран. Экстрадиция не должна считаться инструментом политики. Было бы разумно надеяться на то, что в российскую Конституцию будут внесены поправки, разрешающие осуществлять экстрадицию из России». Более того, в ответ на отказ России экстрадировать А. Лугового британская сторона назвала послу России в Лондоне имена четырех российских дипломатов, которые должны будут покинуть страну. 

Ответ российских официальных лиц был решительным и адекватным. Российский министр иностранных дел С.Лавров в телефонном разговоре с британским министром иностранных дел подчеркнул, что «действия официального Лондона похожи на хорошо срежиссированную акцию, цель которой — сознательно политизировать расследование «дела Литвиненко», по которому российская сторона всегда была готова сотрудничать, но на строго профессиональной основе». С. Лавров также напомнил Д. Милибэнду, что Великобритания многократно отказывала в выдаче граждан других стран, подозреваемых в совершении уголовных, в том числе террористических преступлений. Среди таких «отказников» – многие граждане России, включая открыто призывавшего к свержению законной российской власти Б. Березовского и пособника международных террористов А. Закаева. Лондон также отвечал отказом на запросы об экстрадиции со стороны Швейцарии, Бельгии, Франции, Аргентины». 

Сам Березовский увидел в этом сюжете возможность «попиариться» еще раз, выставив себя в качестве «жертвы путинского режима». Сначала в интервью французской «Le Figaro» Борис Абрамович заявил, что, по его убеждению, В.Путин заказал убийство Литвиненко, а ФСБ его организовала, поручив исполнение Андрею Луговому». Параллельно Березовский стал утверждать, что на него российские спецслужбы готовят покушения. Опальный олигарх жаловался, что ему, дескать, приходили письма с угрозами от неких Ивана Ивановича и Николая Николаевича из ФСБ, а о заговоре предприниматель узнал от некоего знакомого, имеющего связи в российских спецслужбах. 

А вскоре, как по заказу, британская пресса сообщила о том, что спецслужбы Великобритании предотвратили покушение на Бориса Березовского. Однако Березовский был вовремя предупрежден о предполагаемом покушении, а подозреваемый, как отмечают СМИ, «русского происхождения» задержан. Любопытно, что британские власти, вбросившие версию о покушении в СМИ, почему-то не называют имени и фамилии загадочного злоумышленника. Возникает вопрос: а был ли мальчик? Этим вопросом задаются даже некоторые британские газеты. Между тем посол России в Великобритании Ю. Федотов категорически отверг возможную причастность российских властей к неудавшемуся покушению на Березовского. В интервью британской телерадиокомпании Би-би-си Ю. Федотов, в частности, подчеркнул: «Это исключено. Березовский использует любые возможности, в том числе и такие, которые сам изобретает, чтобы привлечь к себе внимание». По словам посла,  опальный олигарх «связан с различными криминальными кругами». 

Попытки британских властей использовать против России различных проходимцев типа Березовского переполнили чащу терпения Москвы. Меры были приняты российской стороной достаточно серьезные. Как заявил официальный представитель МИДа РФ М. Камынин, Россия высылает из страны четырех сотрудников Посольства Великобритании в Москве. По словам дипломата, Москва временно прекращает выдачу виз британским чиновникам. Также российская сторона приняла решение приостановить сотрудничество с Великобританией по совместной борьбе с терроризмом. 

 Разумеется, кризис в российско-британских отношениях не мог оставить равнодушным президента России В. Путина. Глава РФ считает, что российско-британские отношения будут развиваться нормально. Москва заинтересована в этом. Однако, как отметил российский лидер, «нужно соизмерять любые действия со здравым смыслом», а также уважать законные права и интересы партнеров. «Тогда все будет развиваться наилучшим образом», — сказал В. Путин. Он выразил уверенность, что стороны справятся с тем «мини-кризисом», который возник в двусторонних отношениях. 

Примечательно (об этом свидетельствуют заявления официальных лиц), что пока Россия и Великобритания не выходят за рамки чисто политического развития конфликта, стараясь не затрагивать экономическую составляющую вопроса. Если так пойдет и дальше, то конфликт, преодолев экстремум, пополнит собой череду вялотлеющих конфликтов, связанных с различными двусторонними обидами и оживающих в момент обострения отношений. Не исключено однако, что конфликт с Великобританией — это первый звонок в начавшемся давлении со стороны внешних сил на Россию в период предвыборной кампании. К такому выводу приходят многие комментаторы. Дело не столько в давлении на нынешний российский режим с целью защиты «свободы и демократии» (для этого, кстати, история с разборками спецслужб не самый лучший повод), сколько в общем нагнетании напряженности вокруг России, что облегчает внешним силам воздействовать на предвыборный процесс в стране в своих прагматических интересах. Увы, синдромы «холодной войны» оказались живучими именно на Западе. В случае с Британией Россия может и должна проявить прагматизм, жесткость и последовательность. Ведь цены на энергоносители в мире сейчас таковы, что Россия способна спокойно пережить этот конфликт. А вот способна ли Великобритания – это вопрос… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter