— Очень важен, — отмечает эксперт. — Особенно тогда, когда на фоне 2020 года наши люди посмотрели на наши символы под другим углом. Вы же помните всю эту ересь — бэчебэшные тряпки, «пагонi» образца периода оккупации Беларуси, которые использовали полицаи… Все это рисовалось на мусорках, на подъездах, на асфальте. А «Магутны божа», слова которого написала Арсеньева, жена главного белорусского полицая? Эту песню в тот период пели в переходах, где ночуют всякие разные бомжи. Естественно, мы увидели, как наше государство могло бы выглядеть в целом, если бы, не дай бог, ситуация разворачивалась по‑другому, какие символы мы бы сегодня имели.
Те символы, которые у Беларуси есть сегодня, акцентирует внимание Сергей Клишевич, — это наша национальная гордость:
— За ней стоят победы белорусского народа и в первую очередь суверенного независимого государства. Мы только недавно стали суверенным и независимым государством. Тридцать лет для истории — это ничто, пыль. Но у нас тем не менее уже есть свои символы, которые узнаваемы во всем мире. Да и едешь сегодня по городу — и видишь, как наши государственные флаги висят на одном доме, на другом. Дети в школах делают поделки в цветах национального флага! Очень хорошо, что мы повернулись к этой теме, не стесняемся наших символов, которые имеют исторические корни, а с гордостью несем их. Они в целом характеризуют наш народ как умный, грамотный, рассудительный, который никогда не согласится с порабощением.
Отдельно — о «политтехнологической символике», которую белорусам пытались навязать западные спецслужбы:
— Она, по сути, олицетворяет уничтожение трех миллионов белорусов в период Великой Отечественной войны, — обращает внимание парламентарий. — Поэтому и важно сегодня говорить, рассказывать о наших символах. Но рассказывать важно и про символы предательства. Ведь если мы этого делать не будем, наши враги обязательно этим воспользуются. В 2020 году они и воспользовались. Из своего личного опыта: когда на предприятиях и в организациях (а посетил я их за последнее время несколько сотен) встречаешься с людьми, спрашиваешь, когда появилась и где использовалась бэчебэшная тряпка, один из ста человек где‑то что‑то приблизительно когда‑то слышал. Остальные — нет.
Враги воспользовались незнанием нашего общества истории. А когда не знаешь, тебя очень легко с помощью информационно‑психологических технологий подкупить. Сегодня мы про это рассказываем и в школе, и в университете, чтобы люди четко знали и определяли: это — наше национальное, гордость, то, что связано с каждой белорусской семьей, а вот это, что недопустимо и никогда не будет допустимо поднимать над своей головой и размещать на аватарке. Место бчб — забвение на исторической свалке.deu@sb.by
Полную версию беседы на актуальные политические, геополитические и экономические темы смотрите на YouTube‑канале «СБ ТВ».