Симпатичный продукт

Непревзойденный специалист в области кулинарного искусства русский писатель Вильям Похлебкин считал, что среди всех известных ныне продуктов молоку нет равных.
Непревзойденный специалист в области кулинарного искусства русский писатель Вильям Похлебкин считал, что среди всех известных ныне продуктов молоку нет равных. Главное его достоинство, по мнению писателя, заключается в идеальном, самом благоприятном соотношении питательных веществ. Подобрать единственно верную пропорцию смогла только природа. Вот почему, когда человек дополняет или изменяет что-то в молоке - делает его сухим, сгущенным, кипятит и снимает пенки, повышает жирность или концентрацию, - он нарушает это идеальное соотношение питательных веществ. А ежели так, то о качестве новой продукции можно судить, наверное, по тому, сколь минимальны эти нарушения. К счастью, появление новой и совершенной техники позволило человеку выйти за эти ограничения без существенных потерь. И сегодня приобрела небывалый размах переработка молока в совершенно новую пищевую субстанцию. Скажем, в йогурт или кисломолочные напитки. Обострившуюся при этом конкуренцию на мировом рынке молочных продуктов успешно выдерживают белорусские производители, которые еще каких-то пять лет назад про упомянутый йогурт слыхом не слыхивали. И здесь безусловным лидером выступает "Савушкин продукт" - брэнд Брестского молочного комбината.

- "Савушкин продукт", идет ли разговор о молоке, кефире, йогурте или сметане, стоит дороже аналогичной продукции других отечественных производителей. Чем вы можете это объяснить? - спрашиваю у директора комбината Александра САВЧИЦА.

- Армянское радио так ответило на вопрос, почему армянский коньяк дороже других: "Наш коньяк дорогой, но полезный, оттого и дорогой, потому что полезный". Пояснение подходит и к нашей ситуации.

- Значит, более дешевое молоко, которое также предлагается брестскому покупателю, вы считаете менее полезным?

- Я точно знаю, что Брестский молочный комбинат первым среди братьев по цеху внедрил международную систему анализа риска и контроля критических точек ХАССП. Мы входим в тройку молочных предприятий, имеющих бактофугу - оборудование для очистки молока от бактерий. Она стоит 1 миллион 300 тысяч долларов, но в погоне за качеством мы пошли на такие расходы.

- И все-таки чем "Савушкин продукт" полезнее других? Вот бытует мнение, что тот, кто работает, скажем, на мясокомбинате, не ест свою колбасу. А вы пьете свой кефир?

- Я родом из Гомельской области. Моя мать до сих пор живет в опасной зоне. Так что я не мог обойти проблему оздоровления пострадавших от Чернобыля людей через питание. Наши специалисты разработали целую серию полезных молочных продуктов. Сегодня на прилавках магазинов можно увидеть продукцию новой серии "Формула здоровья", насыщенную витаминами, кальцием, селеном, йодом. Что касается лично меня, то упор делаю на кисломолочный напиток "Биофилин + АСDЕ" - он здорово укрепляет иммунную систему.

- У меня есть сведения о том, что на вас обозлены некоторые председатели колхозов. Им якобы ни разу не удалось сдать вам молоко по хорошей цене.

- Знаете, я тоже обозлен на этих председателей. Это у них государственные дотации уходят как сквозь сито. Это они поспешили до минимума свести дойное стадо коров, надеясь, что "выедут" на зерне, и сегодня надаивают по 2 тонны молока от коровы и, кстати, очень низкого качества, тогда как соседние хозяйства - по 5. Как будто их не учили в сельхозакадемиях, что, только пропустив зерно через желудок коровы, можно получить какую-то прибыль в наших условиях. А вообще-то с подавляющим большинством хозяйств, поставляющих нам сырье, у меня сложились хорошие, деловые отношения. Наш комбинат первым в стране закупил для поставщиков молока холодильники, что позволило в числе первых получить доступ к качественному сырью. Сегодня мы субсидируем для них закупку семян кукурузы, ядохимикатов, техники в лизинг. 10 процентов прибыли направляем на развитие молочнотоварных ферм этих хозяйств. И за сырье рассчитываемся день в день, более того - выдаем деньги вперед. Все вкупе и составляет наш успех. Мы работаем с четырьмя из 16 районов Брестчины и даем половину цельномолочной продукции области.

- Кто для вас главный конкурент на внутреннем рынке?

- На нас многие, как ни странно, обижаются. Мол, чем ставить палки в колеса своим, пусть бы продвигали свою продукцию дальше, в Россию, например. Не понимают, что именно мы грудью защищаем продовольственный рынок и Витебска, и Гомеля, и Могилева, и других городов от экспансии иностранных производителей. Пока в магазинах этих городов конкуренцию белорусским молочным продуктам составляют лишь российский "Данон" да "Эрманн", но, поверьте, если бы не "Савушкин продукт", иностранная продукция заполонила бы прилавки. Покупатель разобрался, что белорусский продукт намного качественнее. И именно этот фактор не дает развернуться иностранным фирмам.

- Еще пять лет назад Брестский молочный комбинат нам предлагал классический набор домохозяйки советской эпохи - молоко, кефир, сметану. Откуда появилось столько всего нового? Плод промышленного шпионажа?

- Рецепты действительно лежат на поверхности: достаточно взять чужой продукт и разложить его в лаборатории на производные. Но мы не пошли по этому пути, потому что он тупиковый. Чтобы завоевать рынок, надо, чтобы с "Савушкина продукта" снимали "лекала", а не наоборот. И мы не пожалели денег на службу по созданию и внедрению новых видов продукции. Вся наша продукция - это собственная разработка, мы ничего не украли на стороне.

- Александр Васильевич, "Савушкин продукт" - это от вашей фамилии производное?

- Этот брэнд придумала одна минская фирма, занимающаяся маркетинговыми исследованиями. Мы обратились к ней за помощью после того, как было дискредитировано прежнее название нашей марки - "Берестье". В 2001 году наш комбинат столкнулся с неприятным явлением - снижением уровня качества продукции под маркой "Берестье" многими из тех предприятий, кому мы по доброте душевной продали технологическую документацию. Покупателям во многих регионах страны стали поставлять одноименные низкопробные аналоги. Пришлось искать другое название. Кому-то из минских креаторов понравилось старинное имя Савва, которое носил и известный меценат Савва Морозов. Соглашаясь на такое название, мы среди прочего учитывали узнаваемость имени мецената на российском рынке, куда всеми силами стремились попасть. И попали. Возможно, в немалой степени благодаря и брэнду.

- На его раскрутку много средств понадобилось?

- Очень. В этом деле не бывает мелочей. Но "Савушкин продукт" узнают сегодня покупатели Москвы, Смоленска, Тулы, Брянска и даже Калининграда, где нет отбоя от качественных прибалтийских продуктов, а завтра, я нисколько не сомневаюсь, узнают в городах Украины и Молдовы.

- Есть мнение, что чем больше срок хранения, тем продукт хуже. Ваши сроки реализации почти в три раза выше, чем у других белорусских производителей, - от 10 до 30 дней. Брестская "молочка" поступилась в какой-то степени качеством, чтобы выдержать "путь" с продукцией до Москвы?

- Вы заметили, что у нас такой срок выдерживает даже не стерилизованное, а пастеризованное молоко? Этого можно добиться лишь за счет высокого качества сырья, самого современного оборудования, высокой санитарной культуры и дисциплины труда. У нас все это есть. Шесть лет назад, когда я стал у руля, износ оборудования на комбинате составлял 90 процентов, сегодня - 27. Мы практически все деньги вкладываем в обновление. На этот год, к примеру, заложили на эти цели 3 миллиона долларов. Хотя вроде можно было бы и передохнуть: из одной тонны сырья наш комбинат в прошлом году выпускал продукции на 536 тысяч рублей, в то время как в среднем по стране этот показатель составил 386 тысяч. Это показатель уровня переработки. Но мировая практика производства молочной продукции показывает, что в год надо менять 20 процентов технологического оборудования и 30 - ассортимента. А еще мы расширяемся. Вот взяли разорившийся молочный завод в Дрогичине. Думаем вложить туда немалые средства, чтобы выпускать новый вид продукции. В интересах производства я вам пока не могу рассказать, что это за продукция.

- А в желудке покупателя для нее еще есть резервы?

- В 90-е годы белорусы потребляли 380 - 400 кг молочных продуктов в год, сегодня - 230 - 250. "Савушкин продукт" постарается вернуть все на круги своя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter